Желтые языки пламени пожара «Итон» добрались до электростанции в городе Мосс-Лендинг.
По данным газеты Santa Cruz Sentinel, это одна из крупнейших аккумуляторных электростанций в мире, накапливающая электричество, полученное с солнечных панелей, а значит, сгорели десятки тысяч литиевых батарей. В воздух попали токсины. Началась новая серия эвакуаций.
Уже две недели мир с замиранием сердца наблюдает, как горит Лос-Анджелес, и эта апокалиптическая картина поражает воображение. Город живет в аду. Стоит едкий густой дым, жители вынуждены носить маски, связь работает с перебоями. Все школы закрыты, мероприятия отменены. Главная задача сгоревшей станции — запасать энергию от огромного числа солнечных панелей, установленных по всей Калифорнии. Впрочем, солнечные панели тоже сгорели. Более 200 тыс. человек в южной части Калифорнии остались без света.
Это крупнейшая агломерация Штатов. Сам Лос-Анджелес относительно небольшой, чуть более 3,8 млн человек, однако у него обширные пригороды, и вместе с ними общее число жителей достигает 13 млн человек. Горят именно эти одноэтажные поселки с очень дорогими особняками, садами, автомобилями класса люкс. Огонь уничтожил более 12,3 тыс. строений, эвакуированы 200 тыс. человек. Реальное число жертв стихии неизвестно, поскольку огонь не удается потушить уже вторую неделю.
Выгорает «мировая столица развлечений», американский «Сочи» и крупнейший экономический центр страны и мира: ВВП Калифорнии — 3,3 трлн долларов, это в 1,6 раза больше номинального ВВП России. Оценка ВВП Лос-Анджелеса и пригородов — более 2 трлн долларов. Поэтому пожар очень дорогой, знаковый и болезненный.
Случись подобное в средневековом Китае, где любая правящая династия получает, согласно легистской философской школе, «мандат неба» на право занимать трон, подобная катастрофа стала бы концом этой династии. Народ решил бы, что небо отзывает свой мандат. Кому сейчас небо отказало в легитимности — уходящему президенту Джо Байдену или приходящему Дональду Трампу, не совсем ясно: первый, при котором случился пожар, уже уходит, а второй еще не пришел, поэтому не имеет реальных возможностей взять на себя ответственность за ликвидацию. Понимая это, демократы сваливают происходящее на изменение климата, а республиканцы — на демократов, которые княжат в Калифорнии долго и безраздельно.
Пожар в Лос-Анджелесе уже стал самым дорогим стихийным бедствием в истории США. Предварительные оценки The Washington Post дают цифру 250‒275 млрд долларов убытков. Это больше ущерба от урагана «Хелен» 2024 года — 225‒250 млрд долларов. Впрочем, до самых дорогих катастроф современности Лос-Анджелесу еще далеко. Чернобыль обошелся СССР в 700 млрд долларов (оценка, сделанная в США в 2016 году), ликвидация последствий цунами и авария на АЭС «Фукусима» — в 360 млрд долларов (японские источники по данным на 2023 год). До окончания пожара и подсчетов всего ущерба еще далеко, так что цифра будет увеличиваться каждый день, даже после того, как последний язык пламени угаснет.
При этом пожар еще не потушен, а общество ищет ответ на вопрос «кто виноват?». Bloomberg считает, что причиной стал оборванный кабель, однако это противоречит данным о локализации пожаров: пожар в Лос-Анджелесе начался 7 января сразу как минимум в пяти различных местах, не связанных друг с другом (как не вспомнить Воронью слободку?). Со временем число крупных возгораний увеличились до 11 очагов, а местные пожарные не могли проехать до мест открытого горения. Тут же поймали человека без определенного места жительства, вооруженного огнеметом.
Но виновный должен быть найден, так как огромные убытки от пожара лягут на страховые компании. Те, в свою очередь, постараются переложить их на виновных — коммунальщиков или штат. Последний, кстати, один из самых закредитованных штатов в США: его общие обязательства превышают 362 млрд долларов, или 84 тыс. долларов на каждого жителя. Дополнительные десятки миллиардов новых долгов в пользу страховых компаний попросту обанкротят Калифорнию.
Но СМИ работают именно на это. Сеть облетают кадры неумелой работы местных пожарных, сбрасывающих песок, таскающих воду в женских сумочках и т. д. Однако бушующие ветра сводят на нет все усилия местных огнеборцев. Локализовать удалось лишь 20‒30% площади пожаров из 165 квадратных километров. Вероятно, как и в московской агломерации 2010 года, когда горели торфяники, пожар затушит сама природа: февраль — самый дождливый месяц в Калифорнии. Один хороший циклон с Тихого океана решит все проблемы местных пожарных.
Тем не менее пожар лишь обострил вопрос обветшалости коммунальной инфраструктуры «золотого штата». Несмотря на гигантский ВВП, невероятные вложения в новые СЭС, установленные по всем крышам в последние годы (Калифорния — американский лидер по объемам генерации электроэнергии на солнечных панелях), на сетевом хозяйстве местные коммунальщики все же экономили — так же, как штат экономил на пожарных.
Конечно, у катастрофы такого масштаба не может быть одной причины, это всегда стечение целого ряда обстоятельств. Тут сыграла вою роль и ветреная погода, и упущенное время, и сухие гидранты, и плотная застройка, и утрата компетенций в пожарных частях, и неготовность местного населения взять добровольческую инициативу в свои руки, и множество других факторов. Но результат один: в минуту безвластия стихия взяла верх.
Пожар рано или поздно закончится, и тогда разбирать завалы и наводить порядок придут американские страховщики. Калифорнийским демократам и местным коммунальщикам это очень не понравится.