Расходы на будущую войну: кто больше?

Читать на monocle.ru

Генсек НАТО Марк Рютте призвал европейские страны тратить больше денег, чтобы «предотвратить войну», и значительно повысить принятый в Альянсе норматив в 2% от ВВП.

Рютте пугал Европу северокорейскими солдатами, иранскими беспилотниками, Китаем и Россией с ее «тотальной войной против Украины». «Мне тоже не нравится повышение налогов, — соглашался Рютте. — Но ради безопасности нам больше нельзя тратить так же легко, как и прежде, до четверти своего национального дохода на пенсии, здравоохранение и системы социального обеспечения». И вообще, это инвестиции в безопасность наших детей и внуков, заявил генсек. И даже указал примерный срок, когда эти инвестиции оправдаются: через пять лет. Если переводить на русский, речь идет не о чем ином, как о подготовке к войне с Россией.

Исторически бюджет НАТО более чем на 60% финансируют американцы, что в свое время очень злило Дональда Трампа: он требовал, чтобы европейские страны тратили на оборону 4% от ВВП, иначе США из НАТО возьмут да и выйдут. Еще не вступив в должность на новом сроке, Трамп повысил планку уже до 5%. А глава Альянса Марк Рютте приступил к шантажу: «Если вы хотите построить европейское НАТО без США, тогда забудьте о двух процентах: вам придется довести свои траты до восьми, девяти или десяти процентов, вам придется создать свой собственный ядерный потенциал, и это займет 15, 20 лет». А если не хотите, повышайте планку расходов до 3,7 процента от ВВП, предложил Рютте.

Норма в 2% от ВВП на оборонные расходы была принята в 2006 году: считалось, что именно такой уровень должен обеспечить военную готовность Альянса. Даже после Русской весны в Крыму 2014 года лишь три страны-участницы тратили 2% от ВВП и более, но по итогам 2024 года таковых стало уже двадцать три. Минувший год вообще оказался рекордным по росту военных расходов среди членов НАТО: в совокупности на целых 19% (для сравнения: в 2023-м он составил 9%). Существенно увеличилось и финансирование разработок и исследований в военной отрасли: на саммите НАТО-2023 страны обязались выделять для этих целей не менее 20% своих оборонных бюджетов.

Военные расходы стран НАТО за 2023 год превысили суммарный бюджет всех остальных стран мира, включая Россию, Китай и Индию, более чем на 50%. Для сравнения приведем военные расходы крупнейших военных держав: США — 916 млрд долларов, Китай — 296 млрд, Россия — 109,5 млрд.

Однако Россия за три месяца производит военной продукции больше, чем весь НАТО, от Лос-Анджелеса до Анкары, за целый год: это слова генсека Альянса, если что. Как так получается? Обзор сравнительных графиков с расходами на оборону в процентах от ВВП выглядит тревожно и должен пугать русских, но пугается почему-то Марк Рютте.

Иная картина получается, если ранжировать военные расходы стран по паритету покупательной способности (ППС), то есть с учетом реальных цен внутри каждой конкретной страны. Такие цифры, например, изложены в докладе британского правительства за 2023 год (см. таблицу): США — первые (916 млрд долларов), затем Китай (551,7 млрд), Индия (311,3 млрд) и Россия (281,7 млрд долларов). На пятом месте Украина, следом — Саудовская Аравия. «Локомотивы» европейской оборонной промышленности отстают значительно.

Вот так и получается, что формально американские расходы на оборону в 3,4% от ВВП, конечно, много больше российских: у нас они составляют 6,3% (данные за 2023 год), но есть, как говорится, нюансы. А если брать первую десятку стран по военным тратам в расчетах по ППС, то общие объемы расходов западного лагеря и условного объединения БРИКС практически равны.

В подсчетах Альянса используется еще много бюрократических уловок. Некоторые члены НАТО включали помощь Украине в свои расходы, а Дания, например, подразумевала под расходами на нужды Альянса в том числе выплаты пенсий и социальную помощь собственным военным и госслужащим. Не говоря уже о том, что значительное увеличение военных расходов стран НАТО в Европе на руку прежде всего США, ведь две трети этих денег идут на военные заказы в тех же Соединенных Штатах. Можно присмотреться к натовским таблицам еще внимательнее и обнаружить, что часть трат на военные нужды рассчитана то в ценах за 2015 год, то в текущих с учетом изменения курсов национальных валют, то в текущих без этого учета…

Именно поэтому многие из названных цифр и попытки сравнивать военные бюджеты в лоб стоит воспринимать с изрядной долей скепсиса. Единственное, о чем можно говорить уверенно, — это то, что в ближайшие годы военные расходы европейцев будут только расти.