Золотовалютные (они же международные) резервы РФ заморожены уже почти три года, и периодически вокруг них возникают дискуссии: то их пытаются конфисковать, то не могут найти, то удивляются, что их блокировка никак не отразилась на России. Сейчас и вовсе пошли слухи, что их могут разморозить. Однако на самом деле вероятность этого крайне низкая. Кроме того, без снятия санкций с ЦБ, Московской биржи и хотя бы части наших банков толку от формальной разморозки ЗВР будет немного. Да и быстрые операции с долларами без доступа к SWIFT все равно невозможны. Конечно, американские банки могут захотеть присоединиться к российской СПФС, но верится в такое с трудом.
Но независимо от того, разблокируют наши ЗВР или нет, ландшафт мировой финансовой системы для России кардинально изменился, и давно пора разобраться, какие именно международные резервы нужны стране сейчас. Или хотя бы начать дискуссию об этом — почему-то до сих пор никто не задался вопросом, что делать в случае, если наши ЗВР все же разморозят, если их конфискуют, и прямо сейчас — когда мы по привычке продолжаем их формировать, разве что теперь в юанях и золоте.
Запас валюты на черный день
Начнем с цифр. На 1 января 2025 года международные резервы РФ в пересчете на доллары достигали 609 млрд. Из них 385,6 млрд составляла иностранная валюта, 23 млрд — счет СДР (специальные права заимствования МВФ), 4,8 млрд — резервная позиция в МВФ и, наконец, 195,7 млрд — монетарное золото. За 2024 год общий объем российских ЗВР увеличился на 1,75%.