Первые шаги Дональда Трампа подтверждают, что миропорядок, существовавший после окончания холодной войны, прекратил свое существование. Глава Белого дома предпочитает действовать нахраписто, но осторожно, опасаясь консолидации шокированных союзников и оппонентов
Первые две недели, которые Дональд Трамп провел в Белом доме в качестве 47-го президента США, уже позволяют делать выводы о стратегии и тактике, с помощью которых он намерен достичь своих чрезвычайно амбициозных целей. Что касается самого целеполагания, то это, как и заявлялось ранее, попытка решить экономические проблемы США за счет других стран (прежде всего ближайших союзников) с помощью новых торговых соглашений, пошлин и силового захвата чужих территорий. Ничего личного, исключительно бизнес.
Но если Трамп начнет оказывать силовое давление на множество стран одновременно, это может привести к прямо противоположному результату — консолидации большинства стран мира против США. И тогда то ли шутка, то ли оговорка Трампа о том, что Испания является членом БРИКС, может превратиться в реальность. США намного слабее всех стран мира вместе взятых, но сильнее любой из них по отдельности. Форматы G7, Евросоюза и БРИКС, в рамках которых страны могут сформировать общую антиамериканскую позицию, Трампу не подходят. Президенту США удобнее вести свой диалог с лидером каждого из государств.
Однако и бездействовать для Трампа становилось опасно, его уже начали проверять «на слабо». У многих мировых лидеров прошел первый шок от заявлений Трампа о необходимости изменения политических границ и введения драконовских торговых пошлин. Сначала появились острожные комментарии, что подобные заявления недопустимы. Но затем началось что-то вроде соревнования в том, кто из мировых лидеров пошлет Трампа куда подальше, и их безусловным фаворитом стал президент Колумбии Густаво Петро, отказавшийся принимать самолет с депортируемыми из США нелегалами и заявивший, что он никогда не разрешит, «чтобы рейсы доставляли колумбийцев в наручниках».
А Трамп явно ждал, когда какая-нибудь страна (не очень сильная, которую не жалко) перейдет определенную черту, и ринулся в контратаку, объявив в свой соцсети Truth Social о введении 25-процентных пошлин на весь колумбийский импорт и об их увеличении вдвое — до 50% — через неделю. Кроме того, Трамп пообещал аннулировать американские визы колумбийских правительственных чиновников, членов правящей партии и «их сторонников», членов семей президента и правительства, а также о введении усиленной проверки при въезде в США для всех граждан Колумбии. К этому посту Трамп прикрепил свое изображение в костюме и шляпе, очень напоминающих стиль гангстеров 30-х годов прошлого века. А рядом с портретом Трампа красовалась аббревиатура FAFO, обозначающая нецензурное выражение, смысл которого можно перевести как совет «больше не выпендриваться», и к этому был пририсован смайлик.
Прошло менее часа после заявления Дональда Трампа, и Густаво Петро отправил свой личный президентский самолет в США за партией ранее отвергнутых им колумбийских нелегалов. Пример Колумбии показал, что Трамп будет выявлять в рядах оппонирующих ему стран самых несговорчивых и образцово-показательно атаковать их, вводя пошлины, санкции, а может быть, и войска.
Ряд резких шагов Трамп предпринял и в отношении бывших американских чиновников, работавших с ним в течение его первого президентского срока и разочаровавших главу Белого дома. В частности, государственной охраны были лишены бывший советник президента по национальной безопасности Джон Болтон, экс-госсекретарь США Майк Помпео, экс-председатель Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли и бывший главный медицинский советник при президенте Энтони Фаучи. Эти внутренние разборки хозяина Белого дома с личными врагами тоже задают определенный тон в международных отношениях, поскольку Трамп ясно дает понять, что ничего не забывает и готов отдавать «долги» спустя много лет. Понимание этой психологической особенности Трампа лидерами ряда стран, политически и экономически зависимых от США, может заставить их быть сдержаннее в противодействии американскому давлению.
При этом Трамп не похож на сумасброда и вряд ли станет атаковать страны, способные дать ему отпор, что дает надежду на улучшение российско-американских отношений.
Еще несколько месяцев назад это прозвучало бы как анекдот, но сегодня Дания начала готовиться к войне с США из-за Гренландии. Министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен сообщил о выделении двух миллиардов евро на приобретение трех арктических военно-морских кораблей, двух беспилотников дальнего наблюдения и неназванного количества космических спутников. А пока что Дания усилила свое военное присутствие в Гренландии двумя собачьими упряжками (и это не шутка).
Газета Financial Times со ссылкой на нескольких неназванных европейских чиновников сообщила, что Дональд Трамп провел телефонный разговор с премьер-министром Дании Метте Фредериксен, в ходе которого американский лидер подтвердил свое намерение получить контроль над Гренландией. Источники издания уверяют, что, несмотря на предложения Фредериксен о размещении в Гренландии дополнительных американских военных баз и совместной добычи полезных ископаемых, Трамп был агрессивен и настроен на конфронтацию. «Он был непреклонен. Это был словно холодный душ. Раньше было тяжело воспринимать все это всерьез. Но, я думаю, это все серьезно и потенциально очень опасно», — сказал один из чиновников, знакомых с содержанием разговора.
Дании ожидаемо не удалось заручиться поддержкой Франции и Германии. А воюя против США в одиночку, датская армия продержится меньше, чем продержалась Колумбия в недавнем дипломатическом противостоянии с США
«Приняв холодный душ», Метте Фредериксен в поисках военных союзников отправилась в европейское турне, в ходе которого встретилась с канцлером ФРГ Олафом Шольцем, президентом Франции Эммануэлем Макроном и генсеком НАТО Марком Рютте.
«Границы не должны передвигаться силой, кого бы это ни касалось», — заявил Шольц на совместной пресс-конференции с Фредериксен. Но при этом германский канцлер не рискнул упоминать ни президента США, ни названия теперь уже спорного острова. Кроме того, вскоре в ФРГ состоятся досрочные парламентские выборы, на которых Социал-демократическая партия Шольца с треском провалится, и в ФРГ появится новый канцлер, поэтому мнение действующего главы правительства уже никого не интересует.
Макрон, как обычно, решил одновременно послать два прямо противоположные сигнала: показать твердую решимость и продемонстрировать полную неопределенность. Прежде всего французский лидер по своей старой привычке спрятался за спиной министра иностранных дел Франции Жана-Ноэля Барро, который пообещал помочь Дании военным способом отстоять Гренландию от посягательств… Китая и России! Это выглядело особенно забавно, если вспомнить, что Трамп требует от Дании отдать Гренландию тоже под предлогом необходимости противостояния Китаю и России. Таким образом, Париж попытался одновременно понравиться и Копенгагену, и Вашингтону.
Но Макрона можно понять: экономика Франции балансирует на грани рецессии, его рейтинг упал до 21%, и если Трамп введет обещанные пошлины, то велика вероятность досрочно вылететь из Елисейского дворца под радостное улюлюканье протестующих.
Что касается Марка Рютте, то он, подобно обезьяне из анекдота, не смог разорваться, выбирая между Данией и США, и итогом его встречи с Фредериксен стало бессмысленное и издевательское совместное заявление о том, что в вопросе обороны Арктического региона все члены НАТО «должны играть свою роль».
Таким образом, Дании ожидаемо не удалось заручиться поддержкой Франции и Германии. А воюя против США в одиночку, датская армия продержится меньше, чем продержалась Колумбия в недавнем дипломатическом противостоянии с США. Дания уже пережила стадию отрицания и гнева, попробовала поторговаться с США, и впереди ее ждут депрессия и принятие. Возможно, Копенгаген получит предложение, от которого не сможет отказаться.
Канада, которой Трамп ранее предложил войти в состав США, пока что не получала конкретных предложений, но лишь потому, что там не с кем разговаривать. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо давно объявил о своем решении уйти в отставку, а его Либеральную партию ожидают выборы нового лидера, который станет премьером, а затем, вероятнее всего, досрочные парламентские выборы, которые Либеральная партия гарантированно проиграет. Когда канадцы наконец-то выберут своего нового предводителя, его будет ждать «очень интересный» разговор с Трампом.
С точки зрения американского президента, Канада самым наглым образом отказывается «платить за крышу». Прикрывшись с северо-запада и юга территорией США, а с запада и востока двумя океанами, Оттава здраво рассудила, что в военном отношении ей никто не угрожает. Даже если бы на территории Канады высадился китайский или французский десант, США тут же вмешались бы, и не из-за пятой статьи устава НАТО, а из-за врожденного нежелания наблюдать непрошенных вооруженных гостей у своих границ.
В то время как США тратят на оборону 3,4% ВВП, а Трамп призывает союзников по НАТО увеличить военные расходы до 5%, Канада в 2024 году потратила на армию 1,1% своего ВВП. Чтобы оценить размер канадской армии, достаточно представить, что если всех канадских военнослужащих в качестве гостей или пленных разместить на самом большом футбольном стадионе в мире — Стадионе Первого мая в Северной Корее, то они не заполнили бы его и наполовину (а вмещает он 114 тыс. зрителей).
Что касается технического оснащения вооруженных сил Канады, то дело обстоит еще печальнее: техники мало, и она практически вся устаревшая. Например, весь подводный флот представлен четырьмя 40-летними дизель-электрическими подлодками, отслужившими свой век в составе ВМФ Великобритании и затем уже переданными Канаде.
Каждый дополнительный процент ВВП в виде расходов Канады на оборону — это 22 млрд долларов, которые могут быть потрачены на покупку американских вооружений. Почему именно американских? Даже президент США Джо Байден смог заставить Австралию разорвать подписанный с Парижем контракт на покупку французских подводных лодок суммой в 56 млрд евро в пользу приобретения американских субмарин. И Трамп костьми ляжет, но не пустит конкурентов на канадский оружейный рынок.
БРИКС так и не превратился в единый экономический союз с общей торговой политикой, единой системой расчетов и своей валютой, как предлагала сделать Россия. Такой блок стран не только смог бы ввести чувствительные для США ответные торговые пошлины, но и стал бы привлекательным для ряда европейских стран, которые в скором времени пострадают от протекционизма США.
Именно такого развития событий более всего опасался Трамп, заявивший, что если БРИКС все-таки создаст собственную валюту, то он введет 100-процентные пошлины на импорт из стран организации в США.
Но БРИКС остался организацией без конкретных целей и обязательств, площадкой для политического диалога. Это позволяло ему быстро расширяться, но в то же время сделало ее привлекательной для стран, желавших пошантажировать США своей «многовекторностью».
Например, Саудовская Аравия, год назад вступившая в БРИКС, уже пообещала вложить 600 млрд долларов в экономику США. Трамп похвалил Эр-Рияд, но сказал, что триллион выглядит куда лучше. Ну кто бы с этим спорил, триллион долларов — это очень красиво.
На днях председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «Китай и США имеют обширные общие интересы и широкое пространство для сотрудничества, они могут стать партнерами и друзьями, вместе достичь взаимного успеха и процветать на благо обеих стран, приносить пользу всему миру». Судя по всему, вопросы о поставках американского оружия на Тайвань, о введенных американских санкциях против китайской экономики и обещанных Трампом вторичны на фоне «обширных общих интересов».
Индия в последние годы имела с США довольно неплохие отношения, поскольку Вашингтон рассматривал Нью-Дели в качестве противовеса влиянию Пекину в регионе. Благодаря этому США даже закрывали глаза на рост экономических связей Индии с Россией. Маловероятно, что возвращение Трампа в Белый дом приведет к резкому ухудшению индийско-американских отношений.
Еще один тяжеловес БРИКС — Бразилия — сделала в адрес США ряд осуждающе-примирительных заявлений. Президент Лула да Силва пообещал, что если Дональд Трамп повысит пошлины на бразильские товары, то он ответит симметрично, но тут же уточнил, что вместо торговой войны он хотел бы улучшения двусторонних отношений. «Я хочу уважать Соединенные Штаты и хочу, чтобы Трамп уважал Бразилию», — сказал да Силва. А МИД страны вызвал временного поверенного в делах США в Бразилии Габриэля Эскобара и заявил ему о неприемлемости депортации бразильских граждан на родину в наручниках. При этом Бразилия, в отличие от Колумбии, не отказывалась принимать американские самолеты со своими депортируемыми гражданами.
Кстати, в этом году именно Бразилия стала новым председателем БРИКС, сменив Россию. Большой саммит должен состояться летом в Бразилиа, а темой 2025 года станет травоядное «Укрепление сотрудничества с глобальным Югом для более инклюзивного и устойчивого управления». В связи с этим остаются интриги: во-первых, Бразилия является участником Римского статута Международного уголовного суда (МУС), а значит, ей предстоит решать вопрос с приглашением Владимира Путина лично принять участие в саммите. Во-вторых, крайне интересно, как поведут себя старые и новые участники клуба после всех угроз Трампа, не испугаются ли пошлин и не обнаружат ли массу внезапных причин избежать встречи с партнерами.
Дональд Трамп, при всей своей безудержной разговорчивости, продолжает упорно хранить молчание по вопросу своего видения условий заключения мира между Россией и Украиной. А в интервью Fox News президент США дал понять, что в отношениях с Москвой его прежде всего волнует вопрос контроля ядерного оружия.
При этом Трамп сделал громкое заявление о намерении при помощи Саудовской Аравии обрушить нефтяные цены, если Россия откажется от мирных переговоров. Но это заявление Трампа, скорее, было призвано поддержать в мире его имидж «крутого парня», чем свидетельствовало о реальных планах. Если Саудовская Аравия решит резко снизить нефтяные цены, она вряд ли сможет принести Трампу обещанные 600 млрд долларов и может сама пойти по миру с протянутой рукой. Эр-Рияд вложил так много денег в свою экономику с целью ухода от нефтяной зависимости, что теперь для сбалансированного госбюджета ему необходима цена нефти в 100 долларов за баррель.
Кроме того, при падении нефтяных цен загнется американская нефтедобывающая промышленность. Даже при существующих ценах на нефть количество нефтяных и газовых буровых установок в США в 2023 году сократилось на 20%, а в 2024-м уменьшилось еще на 5%. То есть нефтедобывающие компании США при нынешнем уровне цен предпочитают сокращать инвестиции, что со временем неизбежно приведет к падению добычи нефти, а не к увеличению, как обещал Трамп.
После явного раздражения, с которым были встречены в России новые угрозы Трампа, он резко поменял тон и завил, что в 2022 году президент Украины Владимир Зеленский должен был заключить с Россией соглашение, а не развязывать войну. «А Зеленский решил: “Я хочу воевать”», — сказал Трамп.
Что касается личных отношений Трампа и Зеленского, тут, как говорится, хуже не придумаешь. В 2019 году Зеленский пообещал президенту США Дональду Трампу возбудить уголовное дело по факту коррупции вице-президента США Джо Байдена, но затем передумал и обвинил Вашингтон в давлении на Киев. В итоге это привело к процедуре импичмента Трампа. В рамках новой роли президента США, беспощадно карающего всех своих старых врагов, прощение Зеленского выглядело бы просто непедагогично, поскольку в таком случае у лидера любой другой маленькой и беспомощной страны может возникнуть желание «жестко кинуть» Трампа, не опасаясь последствий этого самоубийственного шага.
Что касается практических инициатив, то Трамп, например, своим указом на 90 дней приостановил всю помощь США другим странам, за исключением Израиля и Египта. По данным изданий New York Times и Politico, указ касается и военной помощи Украине, однако официальных разъяснений Вашингтона на этот счет не последовало.
Все надежды Киева на Трампа строятся на том надуманном предположении, что мир на Украине, заключенный на российских условиях, будет означать «политическое поражение» президента США. Но, во-первых, Трамп уже заявил, что виноваты в начале войны Байден и Зеленский, явно дистанцировавшись от ответственности за происходящее. А во-вторых, если даже от Украины останется только Львовская и Ивано-Франковская области, большинство граждан США не заметят этого «политического поражения», а европейцы сейчас заняты изучением карты Гренландии.
Кроме того, поклонникам Зеленского в США и ЕС с каждым днем становится все сложнее врать, что на Украине защищается демократия: отсутствие выборов, тотальная коррупция, колючая проволока, натянутая вдоль западных границ, и постоянные похищения мужчин военными на улицах городов и сел больше напоминают концлагерь.
БРИКС остался организацией без конкретных целей и обязательств. Это позволяло ей быстро расширяться, и в то же время сделало привлекательной для стран, желавших пошантажировать США своей «многовекторностью»
Можно предположить, что Трамп намерен заключить с Россией серьезное соглашение, включающее вопросы ядерного сдерживания и раздел сфер влияния, где Украина будет одним из его элементов.
Ведь, как ни странно, между Россией и США нет никаких объективных противоречий! Обе страны обладают возможностью уничтожить друг друга, а значит, воевать им нет никакого смысла. Россия, в отличие от Китая, не может бросить США экономический вызов, потеснив их с первого места по объему ВВП или технологическому развитию. Если для США и исходит какая-то угроза от России, то это ее сближение с Китаем и Ираном, чему сильно поспособствовали поставки американского оружия на Украину.
Сегодняшний конфликт России и США из-за Украины был вызван лишь периодом неуемной американской геополитической жадности и неадекватностью, когда Вашингтон пытался «проглотить» как можно больше стран, не имея возможности их «переварить». В итоге США оказались на пороге финансового и политического банкротства и ради собственного спасения готовы «раскулачивать» союзников и перекраивать существующие границы. Имеет ли в такой ситуации смысл риск ядерной войны с Россией ради нюансов прохождения новой российско-украинской границы — вопрос риторический.
Почему Трамп взял паузу в 100 дней для окончательного решения украинского вопроса? Прежде всего, для мирных переговоров должен «дозреть» Киев, а отсутствие американской военной и финансовой помощи прочищает самые тугие мозги быстрее любых проповедей. Кроме того, Россия еще не успела выбить украинские войска из Курской области, а садиться за стол переговоров при такой ситуации неразумно, поскольку это дало бы оппоненту лишние аргументы для торга.
Все приведенные выше аргументы отнюдь не означают, что всеобъемлющее соглашение России и США — дело решенное (хотя последние события на Ближнем Востоке наталкивают на подобную мысль). Но при всем желании найти доводы, которые свидетельствовали бы о невозможности заключения соглашения между Москвой и Вашингтоном, можно обнаружить лишь штампы уже покинувшей этот мир идеологии: «США не допустят силового изменения границ в Европе!» или «Вашингтон все сделает для сохранения молодой украинской демократии!».