Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов помимо прямого финансирования и налогового демпинга? Договариваться с бизнесом, создавать взаимовыгодные условия
Россия всегда имела большой опыт предпринимательской деятельности, ведь купцы, промышленники и ремесленники были движущей силой российского государства и оставили масштабный бизнес-след в его истории. Но в современных условиях, а именно после распада СССР, наша страна только-только формирует сферу предпринимательства: тридцать с небольшим лет — короткий период в масштабах всемирной истории. Учатся предприниматели, да и власть тоже учится. Получается по-разному. Иногда вроде и приняли тот или иной закон — обдуманно и взвешенно, — а на деле он не работает. Или хотели один результат — получили совершенно другой, не учли какие-то факторы. И таких примеров довольно много. А почему? Потому что важно слушать и слышать мнения всех участников этого процесса, чтобы все они сходились воедино и не получалось, как в пословице: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить».
В федеративном государстве все регионы должны, согласно логике и закону, иметь равные права. При этом в Российской Федерации объективно есть более развитые субъекты, а есть менее развитые. И здесь начинается не столько даже обсуждение, сколько принципиальный спор: кого поддерживать в первую очередь? Если тех, кто уже более развит, то они вырвутся вперед еще больше, а те, кто развивался недостаточно, на их фоне начнут деградировать. И этот разрыв со временем только увеличится. Если поддерживать неразвитых, это превратится в дестимулирование лидеров. Сложная в правильном конфигурировании ситуация, но заниматься ею надо обязательно. При этом заниматься аккуратно и принципиально!
Понимая, что демпинг — тупиковая ситуация, Кировская область приняла закон, исходя из подхода — не «перерегистрируйтесь к нам», а «открывайте у нас новый бизнес». И теперь у нас для вновь открывающихся компаний действуют минимальные ставки УСН. И условие всего одно: основные средства, приобретенные для ведения бизнеса, у новой компании должны быть в размере не меньше полученной льготы.
Надо признать: мы наблюдаем определенную постепенную трансформацию — государство перешло от просто рейтинговой к конкурсной системе, например в сферах благоустройства, строительства социальных объектов или реализации проектов по софинансированию. Кто активнее, креативнее и способнее, тот и вырывается в этом спринте.
Но точно не во всем конкуренция является правильным принципом отбора лучших. Например, в отношении налоговых условий ведения бизнеса на местах. Можно допустить, что в эту историю изначально был заложен хороший смысл. Но на деле ряд субъектов используют это не как конкурентное преимущество, а как демпинг! Занимаясь, по сути, созданием в стране внутренних офшоров с минимальными налоговыми ставками, просто переманивая субъекты экономической деятельности на свои территории. Бизнес при этом не развивается, а просто перемещается. И в итоге теряют все. «Накручивается» количество предпринимателей внутри этих офшоров, но при этом, во-первых, снижаются поступления в консолидированный бюджет, а значит, проигрывает государство в целом, во-вторых, формируется неконкурентная среда, а значит, проигрывают добропорядочные и ответственные предприниматели.
Российская Федерация — это единое экономическое пространство, поэтому у нас в стране должны действовать и единые условия. Да, есть отдельные экономические зоны, промпарки и иные территории со сформулированными условиями. И это понятные инструменты развития: определяем приоритет или необходимость — используем соответствующий инструмент.
Но когда целые регионы различаются условиями для ведения бизнеса, ситуация становится непонятной, ведь налоговая система в стране единая для всех. Допустим, тот же УСН: наконец-то с 2025 года прикрыта лазейка с перерегистрацией в другом регионе, где ниже ставка. Но надо идти дальше, УСН необходимо установить одинаковым для всех субъектов федерации. Ведь введение псевдо-НДС с 2025 года распространяется одинаково на всех. А по сути в большинстве случаев это просто «оборотный налог». Так давайте будем последовательны и унифицируем условия ведения бизнеса в регионах страны.
Однако это предложение на будущее, а нам в Кировской области надо что-то делать сейчас, в условиях этого налогового демпинга. Мы оставили подобное поведение на совести тех регионов, которые используют такие способы для наращивания своего экономического потенциала, и подумали о том, какие варианты еще могут быть. В стране есть субъекты, которые могут позволить себе финансирование бизнеса. В основном это крупные бюджеты, такие как Москва и Московская область, а большинство регионов, и мы в их числе, просто не могут себе этого позволить.
Поэтому в прошлом году, в ситуации, когда бизнес начал покидать родные территории в поисках меньших налогов и перерегистрироваться в субъектах, вводящих налоговую ставку в 1%, Кировская область пошла иным путем. Понимая, что демпинг — тупиковая ситуация, в которой проигрывает экономика всей страны в целом, Кировская область приняла закон, исходя из другого подхода — не «перерегистрируйтесь к нам», а «открывайте у нас новый бизнес». И теперь в Кировской области для вновь открывающихся компаний действуют минимальные ставки УСН. И условие всего одно: основные средства, приобретенные для ведения бизнеса, у новой компании должны быть в размере не меньше полученной льготы. Это один из существенных примеров, когда региональная власть поддерживает развитие местного бизнеса и с перспективой смотрит в его будущее именно на своей территории. А еще это справедливо по отношению к своим «родным» предпринимателям.
Какие еще способы могут быть у регионов помимо крайностей прямого финансирования и налогового демпинга? Что остается? Только договариваться.
Необходим полноценный, качественный и содержательный диалог власти с бизнесом не через подкуп в виде демпинга или субсидий, а через равность отношений, создание условий, поиск решений. Они (решения и условия) конструктивно сложные, но единственно возможные в данном случае. И в Кировской области ситуация складывается именно так.
Два года назад, когда регион возглавил Александр Соколов, он сформулировал правило, что все решения должны приниматься после совместных обсуждений. И это не стало формальностью или исключительно процессом для галочки — обсудили и забыли. Нет. Эти обсуждения приводят к реальным результатам и бизнес слышат.
Например, на протяжении многих лет мы ведем содержательную и аргументированную дискуссию о ставке налога на имущество исходя из кадастровой стоимости. И до сих пор мы держим ее ниже максимально допустимой по федеральному законодательству. В прошлом году мы снова убедили правительство региона не повышать ее, так как произошел рост самой кадастровой стоимости. Каждый год приводим доводы, ведем дискуссию с законодательной и исполнительной властями, принимаем совместные решения. В этом году, например, в Кировской области хотели увеличить размер ставки для дорогостоящих объектов недвижимости, и в диалоге наше мнение — не увеличивать ставку, так как это создает неравные условия ведения бизнеса, — было услышано.
Из последних результативных тем — в Кирове отложили ввод туристического налога, который введен с 1 января в целом ряде регионов, среди которых Казань, Вологда, Суздаль, Краснодар, Ростов-на-Дону, Архангельск, Пермь, Петрозаводск, Зеленоградск, Светлогорск, Великий Новгород.
Вятская ТПП обратилась к губернатору с предложением предварительно обсудить этот вопрос со всеми заинтересованными сторонами, что и было сделано: состоялась первая встреча, на которой совместно договорились, что в течение 2025 года прорабатываем все вопросы и нюансы, связанные с введением турналога, и только после этого принимаем совместные решения.
Да, это было непросто, и дальше тоже будет не легче. Но сейчас у нас сложилась вполне понятная система обсуждения, согласованная всеми сторонами процесса: законодательной и исполнительной властью, федеральной структурой, муниципалитетами, бизнес-сообществом. Да, не все решения принимаются в пользу бизнеса. Да, не все наши предложения принимаются полностью. Но мы идем по этому пути в формате равноправных отношений, которые мы строим совместно и надолго! И мне кажется, что это единственный формат, в котором мы сможем вместе идти сколь необходимо далеко и долго.
«Налоговый демпинг» — своеобразная форма использования некоторыми регионами возможностей устанавливать сниженные ставки по упрощенной системе налогообложения. Общеизвестные примеры — Удмуртская Республика, Калмыкия, Чеченская Республика и ряд других регионов. В Удмуртии, в частности, уже несколько лет при перерегистрации из другого региона предприниматели получают право на минимальную ставку налога по УСН. При этом предложение активно рекламируется именно в формате «переманивания» бизнеса из других регионов. В результате в бизнес-среде уже сформировалось такое понятие, как «налоговая миграция», то есть периодический переезд из региона в регион с целью получения налоговой выгоды.
С 1 января 2025 года такой демпинг стал невозможен из-за введения правила уплаты в течение трех лет налога по максимально действующей в обоих регионах ставке. Однако в течение периода, предшествовавшего этому крайне необходимому, но очень затянутому по скорости принятия решению, значительное число добросовестных предпринимателей оказались в несправедливых и ухудшающих ведение бизнеса условиях, так как «бизнес-мигранты» получили налоговые преференции, продолжающие действовать и сейчас. Что, в свою очередь, сформировало неравные конкурентные условия ведения бизнеса в едином экономическом пространстве страны.