Среди тех, с кем ведутся переговоры, — Канье Уэст
Новое концертное агентство Say Agency твердо намерено прервать изоляцию России и вновь начать привозить в страну мировых звезд. Прямо сейчас оно ведет переговоры о гастролях Канье Уэста. А первым забукированным исполнителем стал известный американский рэпер DaBaby, который даст концерт в Москве в феврале. О том, как устроена индустрия сегодня, и об оригинальной идее встроить в гастрольный маршрут зарубежных артистов Сибирь и Дальний Восток «Моноклю» рассказала одна из основательниц компании Intickets, а ныне руководитель концертного агентства Say Agency Анна Субчева.
— Вы были в числе создателей билетного агентства Intickets. Как получилось, что теперь мы говорим о новом направлении бизнеса?
— Третьего мая прошлого года состоялась сделка по продаже 40 процентов Intickets VK Company, и я свою долю (10 процентов долей ООО «Интикетс». — «Монокль») полностью реализовала. Сейчас Intickets на 40 процентов принадлежит VK, на 60 процентов — Александру Кондратенко, который остался совладельцем после сделки. Выход из состава совладельцев позволил сконцентрироваться на другой деятельности.
— К моменту сделки компания Intickets была уже достаточно крупным игроком на рынке. А с чего все начиналось?
— Когда я начинала заниматься этим бизнесом, билеты в основном продавались на маркетплейсах, которые брали с организаторов мероприятий довольно высокий процент за рекламное продвижение и реализацию билетной массы. Тогда и появилась идея создать IT-продукт, который можно было бы интегрировать на сайт устроителя концерта.
Ведь зачем организаторам платить за продвижение другого бренда, за чужую систему лояльности, если они могут делать все на собственных ресурсах? Мы предложили white label сервис, который позволил организаторам и концертным площадкам самим контролировать и управлять продажей билетов. И там, где билетный оператор брал с организатора условные десять процентов, Intickets брал четыре процента. Эту дельту можно было потратить на собственное маркетинговое продвижение. Это выгоднее, и к тому же организаторы получили возможность самостоятельно консолидировать базы данных посетителей мероприятий.
— Насколько концертная деятельность вообще прибыльна?
— Довольно прибыльна, раз крупные корпорации заинтересованы в покупке бизнеса. Хотя некоторые не пережили пандемию и СВО, это был, прямо скажем, удар под дых для отрасли. В во время ковида наша индустрия оказалась самой пострадавшей. Знаете, в театре есть такой термин «стоимость поднятия занавеса», который включает в себя амортизацию сценического оборудования, зарплаты художника по свету, звукорежиссеров, актеров и прочих сотрудников. Так вот, действовавшие в пандемию ограничения в 25 процентов наполнения зала делали невыгодным любое мероприятие. Сейчас рынок развлечений восстанавливается, сегодняшняя его оценка составляет примерно 200 миллиардов рублей, а прогноз на 2025 год — 270 миллиардов.
— Почему в таких условиях вы решили продать долю VK?
— Отрасль стала консолидироваться, большие корпорации принялись скупать независимых операторов: Listim был продан «Афише» (Сбербанк), Radario — «Кассир.ру», «Единое поле» — «Кассы.ру».
Стало очевидно, что, раз крупные компании заходят в уставный капитал билетных агрегаторов, рынок упорядочивается, становится более цивилизованным, с понятными правилами игры. К нам тоже несколько крупных игроков приходило с предложениями о покупке. Мы предпочли VK, потому что на тот момент наши цели совпадали. Когда ты относительно небольшая компания, крупный игрок интересен своими возможностями. Имеются в виду GR (government relations), ресурсы, не столько финансовые, сколько маркетинговые. Огромный медиаресурс, куда идеально можно интегрироваться любой билетной системе. А VK к этому моменту уже купил «Дзен», у него были «Одноклассники». Еще до замедления YouTube было понятно, что будущее за «VK Видео», во всяком случае в нашей стране.
Intickets, в свою очередь, представлял для VK стратегический интерес в качестве информационной системы для развития молодежной госпрограммы «Пушкинская карта». Ради этого проекта VK, собственно, и вошел акционером, чтобы мы помогли эту задачу реализовать.
— В какую сумму были оценены 40 процентов долей ООО «Интикетс»?
— Пункт о конфиденциальности не позволяет мне назвать сумму сделки. Когда VK входил как акционер, география присутствия Intickets уже охватывала более тысячи городов России. И по подключениям мы занимали порядка 20 процентов рынка.
— Насколько сильно VK влияет на нынешнюю деятельность компании?
— Intickets остается независимой коммерческой организацией. Реализация проекта «Пушкинская карта» дает дополнительную нагрузку на разработку. Понятно, что это федеральный глобальный проект, который очень важен. Поэтому в любом случае там очень много работы. Но я больше Intickets не занимаюсь. В билетной сфере я достигла максимума, и захотелось заняться чем-то новым.
— У вас новый проект…
— Да. Вместе с исполнительным директором Intickets Татьяной Кондратенко и еще одним акционером, имя которого пока держим в секрете, мы в январе этого года зарегистрировали концертное агентство Say. Трое акционеров в равных долях вошли в капитал Say Agency, будем организовывать в России концерты зарубежных звезд. Ведем переговоры более чем с 20 исполнителями, часть из них уже забукированы. Вот 28 февраля в VK Stadium проведем концерт американского рэпера DaBaby.
— Компания Intickets в ноябре 2024 года зарегистрировала сразу несколько доменов на имя Канье Уэста, будто для лендинга. Вы ведете переговоры с Канье Уэстом?
— Да, мы ведем переговоры с Канье. Но подробности пока разглашать не готовы.
— А как насчет репутационных рисков: он опять привел Бьянку Цензори на церемонию «Грэмми» практически голой…
— У нас на пляже в Сочи еще и не такое увидишь.
Слухи о возможном концерте Канье Уэста в России впервые появились в июне прошлого года, когда одиозный рэпер приехал в Россию на празднование дня рождения дизайнера Гоши Рубчинского. Осенью ТГ-канал Baza сообщил, что концерт пройдет в ноябре в Санкт-Петербурге на «Газпром-Арене». Назывался даже размер возможного гонорара музыканта — 5 млн долларов. Однако концерт так и не состоялся, кто занимался организацией приезда рэпера в Россию, было неизвестно.
— С российскими звездами работать совсем не будете?
— Нет, с отечественными артистами мы работать не будем. Мы всех очень любим, но дело в том, что в России на самом деле не так уж много артистов, и все поделены между концертными агентствами. У нас со многими прекрасные отношения, они могут поучаствовать в наших мероприятиях как специальные гости. Но вряд ли сами захотят менять свои проверенные промоушен-агентства.
— То есть вы предпочли нишу, которая стала вновь вакантной?
— Отчасти да. Но наша цель другая — доказать, что в Россию можно и нужно ездить. Вспомните, до пандемии к нам постоянно приезжали мировые звезды, в месяц проходили один-два концерта. Последний иностранный концерт перед запретом массовых мероприятий прошел в «ВТБ Арена — Динамо» 15 марта 2020 года. Выступал Lindemann, и тогда он пошел навстречу организаторам, принял ковидные ограничения и провел два концерта за один день. Таким было отношение к России со стороны западных звезд, и нам хотелось бы его вернуть. Ведь если к нам снова будут приезжать очень известные зарубежные артисты и туристы, это докажет, что страна не в изоляции. И потом, в самой России иностранные артисты не запрещены, ограничений на их приезд нет. Почему бы не проводить концерты?
— Считаете, что сможете переиграть существующих крупных игроков на рынке, которые возили сюда звезд еще в 1990-е?
— У нас в команде есть пара человек, которые работали со звездами первой величины. Да и мир меняется. Крупные концертные агентства, которые привозили ту же Мадонну, сейчас делают упор на отечественных исполнителей. А у нас есть очень хорошие связи в Соединенных Штатах Америки, которые дают нам возможность общаться напрямую с менеджментом артистов.
— И как их можно убедить сейчас приехать в Россию?
— Всем понятно, что это непросто. C DaBaby переговоры велись с 2022 года. В конце прошлого года он наконец согласился, объявил о концерте в Москве в соцсетях и поймал волну хейта. Звонил, жаловался, и его пришлось вновь уговаривать. Потом связывались с его начальником охраны. Артист совсем молодой, но к вопросам безопасности у него серьезный подход.
И еще один большой плюс: у многих артистов в командах есть выходцы из России, которые всегда помогают, разъясняют ситуацию. Из-за разницы во времени переговоры часто проходят по ночам, так что мы выходим на улицу, включаем видеосвязь и гуляем по Москве. Показываем, что у нас классно, безопасно, кафешки работают, такси ездят, все спокойно.
Ряд изданий объявили, что гонорар DaBaby составляет 500 тысяч долларов. Анна Субчева уточнила, что запросы артиста «немного меньше».
В среднем гонорары популярных западных артистов варьируются от 250 тыс. до 900 тыс. долларов за одно выступление. Гонорары звезд мирового масштаба исчисляются семизначными цифрами.
— Как они реагируют?
— Первое, что все говорят: «Вау, как чисто! И бомжей нет».
Мое личное мнение: музыка должна быть вне политики. Неправильно, когда артисты слишком глубоко погружаются в политические распри. Мы за искусство, за культуру, вот об этом и стоит разговаривать. Собственно, как и большинство зарубежных артистов, с которыми мы общаемся. Они вне политики, любят своих фанатов, хотят приехать в Россию, но опасаются. Тот же DaBaby — темнокожий молодой рэпер в золотых цепях, но он про музыку, вечеринки, про творчество, не про политику. Они просят не вовлекать их в политику и в ответ дают гарантии, что не будут делать никаких политических заявлений.
— Когда мы говорим о гастролях зарубежных артистов сейчас, мы имеем в виду исключительно столичные площадки?
— Нет. В свое время мы очень внимательно присмотрелись к регионам. Во время пандемии нельзя было сосредоточиваться только на Москве. И пока все тут бились за местные театры, я просто два года жила в самолетах, освоила все локальные площадки. Благодаря такой стратегии мы ковидный год закрыли в ноль, без убытков. Теперь меня ночью разбуди, и я назову зал-тысячник к Челябинске или Кургане.
— Насколько они конкурентоспособны по сравнению со столичным площадками?
— Все довольно сбалансированно. В каждом городе, даже в 50 тысяч человек, есть зал, который может подойти. В некоторых местах прямо шикарные площадки. «Екатеринбург-Экспо», например, превосходный концертный зал вмещает до пяти тысяч человек, рядом выставочные помещения еще на пятнадцать тысяч. Или «Новосибирск Экспоцентр», а рядом еще и Ледовый дворец спорта «Сибирь». В Красноярске под Универсиаду построили комплекс «Платинум Арена. Ледовая «G-Drive Арена» в Омске. Огромные арены есть в Хабаровске и Владивостоке. Регионы развиваются. Покупательная способность у нас не сильно растет, все борются за зрителя, придумывают новые инструменты продвижения. Иногда в регионе встречаешь директора филармонии, а он гораздо больше понимает в маркетинге, чем некоторые московские организаторы концертов. В Новосибирской филармонии зал имени Каца прекрасно оснащен.
И мы теперь до всех доносим классную историю о том, что Россия — это тоже часть Шелкового пути из Европы в Азию. Если гастроли проходят в Корее, Китае, Японии, залететь в Россию и дать концерт еще и здесь — для артистов идеальный вариант. В ближайшее время мы выпустим несколько анонсов, объявим тур по Сибири и Дальнему Востоку крупных зарубежных артистов.
— Как выбираете, кого приглашать?
— Нас интересуют популярные артисты. Ориентируемся условно на три фактора: количество прослушиваний на основных стриминговых сервисах, число семантических запросов и медийное присутствие. Артист может быть популярным на Западе, но быть слабо представленным в нашем медийном поле. И нужно найти тех, кого любят именно наши зрители. И хотя я довольно давно в этом бизнесе, невозможно предсказать, как продастся тот или иной артист. Организация концертов — один из самых высокорисковых бизнесов. Можно заплатить артисту гонорар, просчитать расходы, вложиться в маркетинг, а концерт внезапно отменяется. После пандемии нет ни одной компании, которая страховала бы целое мероприятие. Смета затрат огромная.
— Как распределяются основные расходы?
— Всегда по-разному. Аренда площадок после трагедии в «Крокус Сити Холле» подорожала на 20–30 процентов, но за безопасность заплатить не жалко. Львиная доля приходится на гонорар артиста и технический продакшен, который зависит от масштаба шоу. У звезд первой величины часто очень сложный для выполнения технический райдер, который просто невозможно выполнить в России. Например, артист работает только со звуковыми системами L-acoustics и отказывается от китайского оборудования. А мы, напомню, под санкциями находимся, не у всех прокатных компаний есть L-acoustics в требуемых объемах. Прокатные компании могут привезти нужную акустику через параллельный импорт, но при условии, что оборудование окупится, то есть им будут постоянно пользоваться.
Бывает, что под технический райдер артиста подходит площадка на восемь тысяч человек, но, чтобы отбить стоимость концерта, нужен десятитысячник. Мы же не можем билеты в два раза дороже сделать.
Средняя стоимость билетов в России
Поп-концерты: 3–8 тыс. рублей.
Рок-фестивали: 2–5 тыс. рублей.
Классика: 1,5–10 тыс. рублей
— При таких затратах из чего формируется прибыль?
— В основном от продажи билетов. Средства спонсоров тоже присутствуют, безусловно. Но есть нюанс: чем крупнее артист, тем он более привередлив в вопросах партнерских интеграций и сам выбирает, с какими брендами готов сотрудничать, а с какими нет. При этом доля самого артиста в рекламном контракте может доходить до 70–80 процентов. Если мы говорим о продаже мерча, то часто артисты привозят собственный продукт и договариваются с лицензионной аккредитованной компанией, которая имеет право на его реализацию в соответствии с 54-м федеральным законом (о применении кассовых аппаратов).
— Насколько на российском рынке приживаются какие-то технологические тренды — онлайн-трансляции, например?
— В нашей стране они вообще не продаются, пока это никому не интересно. История про Трэвиса Скотта, который собрал какую-то астрономическую цифру за концерт в онлайн-игре Fortnite, для нас по-прежнему шок-контент. У нас случаются трансляции на концертах, но чаще всего они существуют в рамках коммерческого и функционального партнерства. Пока онлайн-форматы не набирают достаточного количества просмотров в моменте. При том что организация трансляций — технически сложный процесс, это прямой эфир, и затраты на него выше. Но они не окупаются.
— А бытовые райдеры звезд такие же сложные, как технические?
— Как правило, нет. У DaBaby вообще детский райдер: желейные мишки Haribo и начос. Главное — убедить артиста, что ему здесь будет безопасно и комфортно, его любят и ждут, что он даст концерт, который соберет максимальное число зрителей, получит массу положительных эмоций и денег. Наш зритель — один из самых благодарных в мире. Любовь к песням и танцам у нас в культурном коде заложена. Все приезжающие артисты удивляются, как тепло их встречают, а потом в их социальных сетях высаживается российский десант. Им пишут комментарии без хейта, наоборот, столько позитивного. Чувство юмора шикарнейшее у русских людей. Всем очень нравится наша чистота, красота, технологичность. Как можно не влюбиться во все это?!
Анна Субчева в 2015 году окончила РХТУ им. Д. И. Менделеева, кафедру управления технологическими инновациями. В индустрии развлечений работает с 2007 года;
В 2015‒2025 годах — совладелец, коммерческий директор компании Intickets.
ООО «Интикетс» создано в 2015 году. По данным «СПАРК-Интерфакс», 10% долей было у Анны Субчевой, 90% — у Александра Кондратенко. Выручка компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей с 2019 по 2024 год выросла со 145 млн до 578 млн рублей, чистая прибыль — с 21,6 млн до 174 млн рублей. На момент сделки с VK источник «Коммерсанта» на билетном рынке оценивал Intickets в 2 млрд рублей.
DaBaby — американский рэпер, настоящее имя — Джонатан Линдейл Кирк, родился 22 декабря 1991 в Кливленде, затем переехал в Шарлотт (Северная Каролина). Отец — военный. Рос с матерью и двумя братьями. Учился в Университете Северной Каролины, но не окончил его. Музыкальную карьеру начал в 2015 году под вызывающим псевдонимом Baby Jesus, который впоследствии сменил на DaBaby.
Сингл Suge с его дебютного альбома попал в первую десятку Billboard Hot 100. Широкую известность получил в 2019 году после подписания контракта с лейблом South Coast Music Group и выхода второго студийного альбома Kirk, который дебютировал на вершине Billboard 200. Выпущенный в 2000 году совместный ремикс с Дуа Липой Levitating завирусился в соцсетях и насчитывает почти миллиард просмотров на YouTube.
Канье Уэст, также известный как Ye, — американский рэпер, музыкальный продюсер и дизайнер. Родился 7 июня 1977 года в Атланте, штат Джорджия. Отец — газетный фотожурналист, мать — профессор, декан факультета английского языка Чикагского университета. Изучал рисование в Американской академии искусств в Чикаго, потом перевелся на факультет английского языка в Государственный университет Чикаго, но бросил учебу, чтобы заняться музыкой. В 2015 году Чикагский институт искусств присвоил Канье почетную докторскую степень «в знак признания художественных достижений», в 2022 году это звание было аннулировано из-за скандала, когда Ye из-за его высказываний обвинили в антисемитизме.
Дебютный альбом Канье Уэста The College Dropout (2004 год) и второй альбом Late Registration стали трижды платиновыми, альбом Graduation (2007 год) — дважды платиновый. Канье Уэст получил 57 номинаций на премию «Грэмии», 24 из них он выиграл. Он рекордсмен среди хип-хоп-музыкантов по количеству выигранных призов.
В качестве дизайнера Канье работал с такими компаниями, как Nike и Louis Vuitton, а в 2013 году запустил совместно с Adidas линию одежды Yeezy. Основатель и владелец бренда одежды и обуви Yezzy.
В 2019 году вошел в список самых высокооплачиваемых музыкантов по версии журнал Forbes. Bloomberg оценивал состояние музыканта в 6,6 млрд долларов. Дважды представлен в ежегодном списке 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Был женат на звезде реалити-шоу и модели Ким Кардашьян, с которой у рэпера четверо детей. В 2023 году женился на дизайнере Бьянке Цензори.