Увольнение главы «Роскосмоса» Юрия Борисова и назначение на его место молодого управленца Дмитрия Баканова стало неожиданностью для космической отрасли.
К Юрию Борисову, казалось, не было больших претензий. В его активе — главный успех российской космонавтики за постсоветские годы: удачный пуск нового тяжелого ракетоносителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный, а также одновременное выведение рекордного количества спутников на орбиту. На этом фоне некая, как сегодня говорят политологи и околокосмические эксперты в СМИ, «неопределенность» с параметрами реализации проекта Национального космического центра в Москве, который строится на территории ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, кажется мелочью. В минусы можно также записать крушение «Луны-25» в 2023 году, но, поскольку тот проект был долгостроем, его ставят в вину скорее предшественникам Борисова.
С приходом Баканова в «Роскосмос» «объективно можно ожидать усиления внимания госкорпорации к взаимодействию с частным сектором
Накануне отставки глава «Роскосмоса» (теперь уже бывший) открывал в Перми новое производство ракетных двигателей — РД-191, предназначенных для «Ангары-А5», а двумя месяцами ранее сообщал о почти полной готовности нового нацпроекта по космосу, нацеленного на создание многоспутниковых группировок зондирования Земли совместно с частными компаниями.
На смену Юрию Борисову, специалисту в области радиоэлектроники и выходцу из военного блока, пришел Дмитрий Баканов — экономист, занимавший на тот момент должность замминистра транспорта РФ.
По информации инсайдеров, с приходом Баканова в «Роскосмос» «объективно можно ожидать усиления внимания госкорпорации к взаимодействию с частным сектором и с другими отраслями, а также перевода космической индустрии на более современные экономические рельсы». Косвенно это подтверждают и недавние сигналы из Кремля. В частности, в ноябре 2024 года президент РФ Владимир Путин на одном из правительственных совещаний ставил задачу «обеспечить рынок космических услуг, потому что если у нас не будет рынка сбыта этих услуг, то у нас никаких бюджетных денег не хватит никогда… Все ведомства хотят получать от “Роскосмоса” бесплатные услуги, а в конечном итоге, значит, из бюджета. Если сами будут платить, то будут рационально пользоваться этими услугами, а “Роскосмос” будет иметь рынок».
Ранее, в апреле 2024 года, приняли поправки в Закон РФ «О космической деятельности», которые допускают использование внебюджетных средств для финансирования недвижимых объектов космической инфраструктуры, а также технологически связанных с ними объектов, в том числе с помощью механизмов государственно-частного партнерства.
В декабре 2024 года был скорректирован Федеральный закон «О государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”»: корпорация получила право выпускать облигации, средства от которых должны быть направлены на финансирование инвестиционных проектов.
Дмитрию Баканову, видимо, доверили запуск всех рыночных механизмов. Он экономист по профессии, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, в 2011 году защитил кандидатскую на тему «Рост национальной конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности России». В космической отрасли работал с 2011 по 2019 год: был генеральным директором компании «Спутниковая система “Гонец”», занимавшейся созданием российской многофункциональной системы персональной спутниковой связи на базе низкоорбитальных космических аппаратов. В тот период группировка «Гонец» регулярно пополнялась спутниками, и к настоящему времени на орбите находится 18 аппаратов. Для России этот проект можно считать успешным (сравнивать его со Starlink Илона Маска, у которого уже порядка 8000 спутников в небе, некорректно из-за специфики развития космической отрасли РФ в постсоветские годы). Символично, что родился Дмитрий Баканов в городе Ленинске Казахской ССР, с 1995 года известном как город Байконур.