Стартап «Уникальные роботы» в этом году собирается провести pre-IPO, чтобы привлечь инвестиции для развития в условиях высокой ключевой ставки и подготовиться к первичному размещению на бирже
Компания «Уникальные роботы» объявила о планах провести pre-IPO и привлечь 100 млн рублей при оценке бизнеса в 500 млн. Сделка будет проходить в формате cash-in, то есть денежные средства направят непосредственно на развитие компании и расширение производства, без получения личной прибыли собственниками. Первоначально компания планировала размещаться зимой, но теперь речь идет уже об апреле или сентябре 2025 года. «Деловой сезон наиболее благоприятен для выхода на pre-IPO именно в эти месяцы», — поясняет директор компании Михаил Крапивной. А к 2028 году «Уникальные роботы» намерены дозреть до проведения полноценного IPO, ради чего готовы сменить форму собственности, превратившись из общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество и заложить до 20% будущей прибыли на выплаты частным инвесторам .
Разработкой и изготовлением промышленных роботов-манипуляторов, а также логистических роботов для производства и склада Михаил Крапивной совместно с двумя другими выпускниками Московской школы управления «Сколково» Артемом Рошкованом и Даниэлем Шадаевым занялись в 2022 году. Тогда было трудно представить, что стартап от робототехники решит искать деньги на бирже через pre-IPO: это далеко не самый простой способ получения инвестиций, требующий от компании детальной отчетности и предоставления большого пакета документов. Но теперь все изменилось. «Мы ориентируемся на опыт “РобоПро” и надеемся повторить их успех», — говорит Михаил Крапивной, имея в виду прошедшее осенью 2024 года pre-IPO производителя коллаборативных роботов «РобоПро», который привлек на рынке 500 млн рублей и вошел в годовую пятерку лидеров в области предразмещения как пути к получению капитала.
Действительно, интерес к отрасли робототехники в России сейчас огромный — не зря цель войти до конца десятилетия в топ-25 стран по показателю плотности роботизации поставлена в ряд национальных задач, а правительство разработало федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства», предусматривающий выделение до 2030 года350 млрд рублей, в том числе производителям роботов. Но отразится ли это на решении потенциальных инвесторов, которые должны проголосовать рублем конкретно за «Уникальных роботов»?
По мнению заместителя директора «АРБ Про», руководителя направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт тренинга — АРБ Про» Романа Копосова, прямой корреляции между востребованностью роботов на рынке и успешным проведением pre-IPO нет, а есть два параллельно восходящих тренда: с одной стороны, развитие робототехники, а с другой — спрос на привлечение денег в бизнес путем pre-IPO, IPO, облигаций. С поиском денег на бирже все просто: банковское финансирование по существующим ставкам для бизнеса недоступно. Другой вопрос, что собой представляет производство, которое компания локализовала в стране, и какой продукт они смогли создать. Вот на этом и будет основываться вера инвесторов, которые начнут вкладываться в бизнес.
Не совсем понятен специалистам и сам факт выхода на pre-IPO никому не известного стартапа. «Мне кажется, что pre-IPO — это для таких компаний, которые успели доказать жизнеспособность своей бизнес-модели, имеют клиентскую базу, определенные показатели по выручке, по темпам роста, — рассуждает директор компании — интегратора и дистрибьютора “Робовизард” Роман Тимофеев. — А если это стартап, то надо не про подготовку к выходу на биржу говорить, а про венчурные инвестиции, которые помогут найти свою нишу, свой продукт».
Однако «Уникальные роботы» уже определились с продуктом, который хотят поставлять на рынок (правда, вместо выручки по итогам 2023 года компания получила убыток в размере 6,2 млн рублей). На сайте представлены две линейки роботов. RA — промышленные манипуляторы с модульной системой, работающие по логике «один робот — много задач», то есть имеющие съемное запястье и универсальное программное обеспечение, адаптированное под сварку, покраску, паллетирование, резку, маркировку и т. д. И WMR — логистические роботы-тележки с двойной системой ориентации на местности, которые уже трудятся на российских предприятиях. Сколько в этих роботах уникальности, заявленной в названии компании, неизвестно: эксперты отрасли утверждают, что информация, представленная в открытых источниках, не позволяет судить об этом.
По словам Михаила Крапивного, за два года существования компании они вложили в проект 75 млн рублей собственных средств, а в настоящее время получают господдержку от Минпромторга, что свидетельствует о доверии государства к стартапу. В конце 2024 года были заключены первые контракты в рамках плана вывода продуктов компании на рынок. У «Уникальных роботов» есть собственное сборочное производство, расположенное на Бережковской набережной в Москве, где создают ячейки сварочного робота; в ближайшее время планируется представить еще два вида ячеек — для монтажа печатных плат в дизайн-центрах и для обслуживания токарно-фрезерных станков, чтобы заменить операторов ЧПУ. «Мы уже показали робота, которого можно считать нашим. Однако ряд компонентов, необходимых для производства полного цикла, отсутствуют в России, поэтому мы привлекаем дополнительные средства для углубления разработки — либо собственной, либо совместной, с целью локализации и реверс-инжиниринга узлов, которые в настоящее время закупаются в Китае», — поясняет директор.
На что обратят внимание потенциальные инвесторы, прежде чем принять решение о поддержке стартапа в сфере робототехники? По мнению Романа Копосова, многое будет зависеть от презентации, и адекватные инвесторы будут смотреть не на прибыль, которая в российском бизнесе часто просто «рисуется», а на реальные проекты. Хорошо, если компания представит 10, 15, а лучше 50 реализованных кейсов. Потому что, даже если ты стартап, за последний год у тебя должно быть не менее 12 реализованных кейсов и еще пайплайн. Роман Тимофеев, примерив на себя роль инвестора, также заявил, что обратил бы внимание на раскрытие информации по успешным кейсам, понятный бизнес-план, стратегию развития компании.
Философски оценил перспективы нового стартапа директор компании «Робоком» Илья Седогин: он отметил, что стоящая компания должна начинаться с истории своего создания, с продукта, который она хорошо знает — и знает, что от него можно получить. То есть важно понять: люди пришли в отрасль на хайпе и теперь декларируют большие цели, которых никто не собирается достигать, просто ради привлечения денег инвесторов и получения различных грантов и субсидий, либо это люди, у которых имеются необходимые знания и компетенции и которые понимают, как должен выглядеть тот самый робот мечты.
По оценке «Уникальных роботов», объем рыночной ниши, в которой они хотят работать, составляет порядка 6 млрд рублей. Через два-три года компания рассчитывает выйти на выручку в 770 млн. «Привлечение дополнительного финансирования позволит нам продвигаться быстрее и значительно расширить производство. Строительство завода робототехники намечено на 2026 год, тогда мы сможем перейти к более серийному производству», — говорит Михаил Крапивной. Одной из точек роста для стартапа стал уход из страны зарубежных брендов, то есть нишу для импортозамещения компания считает открытой.
Впрочем, другие участники отрасли в этом вопросе не столь оптимистичны. Во-первых, они видят, что иностранные вендоры никуда не ушли. Да, часть корпораций официально бизнес в стране не ведет, но их устройства все равно к нам поставляются. К примеру, интегратор «Робоком» в этом году привезет больше всего роботов Kawasaki. А с учетом потока китайских производителей и вендоров, активно предлагающих свои машины, конкуренция на рынке острая, и это существенно снижает шансы отечественных компаний на легкое завоевание потребителей.
Во-вторых, рынок робототехники в стране в целом небольшой: по экспертным оценкам, в 2023 году его емкость составила 2100 роботизированных систем — это все модели и производители. Доля тех машин, которыми занимаются «Уникальные роботы», составляет около 10%, то есть не более 200 штук. Заявленная цена — 2 млн рублей за промышленного робота (к слову, китайские аналоги продаются по 2,4 млн) и 400 тыс. за складского, так что объем рынка, по самой высокой планке, не превышает 500 млн. Особо развернуться с серийным производством негде.
И в-третьих, у отрасли неясны коммерческие перспективы. Сфера робототехники сложна не только с технической точки зрения, но и в плане продвижения на рынок: очень мало прибыльных компаний, в том числе в Азии, которые занимаются роботами. Об этом интеграторам рассказывают сами китайские и японские производители. Спроектировать машину — трудная задача, но организовать серийное производство, сделать его эффективным, чтобы продукт получался стабильно качественным, с хорошей себестоимостью, еще труднее. А ведь это еще не все: дальше нужно обеспечить дистрибуцию продукта, создать экосистему, включив в нее производителей инструментов и компонентов, которые согласятся адаптировать свои устройства для работы с вашими конкретными роботами, найти интеграторов, готовых использовать ваше оборудование в своих решениях. Получается такая матрешка: внутри маленький робот, а вокруг огромное количество задач и проблем, над которыми многие компании, только начинающие работу в этой области, даже не задумываются.
На что же тогда могут рассчитывать «Уникальные роботы»? Роман Тимофеев полагает, что стартап сумеет реализовать свой потенциал роста, если найдет и займет правильную нишу, выберет конкретные комплексные решения, к примеру в складской логистике, где они сейчас весьма востребованы. Рынку не нужны просто роботы — их и так много. Конечному потребителю требуются роботизированные комплексы, решающие именно его задачи.