Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Одни из главных ролей в фильме исполнили Чжэн Ханьи и Глеб Калюжный
Читать на monocle.ru

Шанхай, 1927 год. В городе объявлена война коммунистам-подпольщикам. Правящая партия Гоминьдан устраивает резню. Секретные списки членов компартии с адресами везут в Москву курьеры: группа из нескольких человек, в составе которой перебравшиеся через границу китайские товарищи, в том числе одна из главных героинь — Ван Лин; ее играет студентка петербургского вуза Чжэн Ханьи.

Бывший белый офицер (в этой роли обласканный вниманием россиян серб Милош Бикович) пытается заслужить у ГПУ «прощение», помогая объединенной группе курьеров, состоящей из китайских товарищей и сопровождающих их работников ГПУ, а также Артема, паренька, подхваченного на границе с Маньчжурией (в исполнении Глеба Калюжного).

Своеобразный оммаж Агате Кристе с ее «Восточным экспрессом», фильм содержит много экшена, битву паровозов, стрельбу и драки на мечах. Вообще, он перегружен сценами борьбы одних персонажей с другими, которые разбавляют настолько же перегруженную детективную линию. В том, кто за кого здесь воюет и почему именно такие люди «населяют» поезд, мчащийся из Сибири в Москву, разобраться сложно. Но детектив-Пуаро в исполнении Биковича справляется.

Сам поезд, специально для фильма воссозданный в павильоне, — еще один герой картины. Пожалуй, в этих декорациях и заключается секрет стилистического единства фильма, который можно назвать эклектичной фантазией об СССР 1927 года.

Китаянка Чжэн Ханьи заслуживает отдельных слов. Она хорошо вписалась в команду артистов, и Глеб Калюжный, по нашему мнению, уступает ей в очаровании и умении естественно улыбаться, злиться и целоваться в кадре.

Персонажу Биковича отведена центральная роль — детектива, разрешающего ребус и находящего виновников всех смертей и организаторов других препятствий движению группы к Москве.

Его возлюбленная, чекистка Анна Волкова (ее играет Елена Подкаминская), когда-то бывшая по одну с ним сторону, снова преподнесет сюрприз — в конце картины. Он переиграет ее и на этот, четырнадцатый, как он подсчитает, раз.

Гоша Куценко занят в роли трогательного увальня-чекиста. Усы делают его образ немного «фан», как говорит молодежь. В конечном счете такие исторические или псевдоисторические картины с элементами боевика рассчитаны на молодежь, на вовлечение в занятие историей. Симпатичная форма 1927 года может стать началом познания мира большой истории.

Образ графини Демидовой (Ирина Алферова), говорящей в кадре по-французски и обменивающейся с Пуаро-Гариным своеобразными любезностями, что пристало людям прошлой эпохи (Гарин не выдает графиню), оттаскивает на себя холодность и жестокость новой власти. Дружба всех родов и классов общества — это паровоз, везущий в новый, коммунистический, мир.

В рецензиях на фильм звучат строчки из песни «Этот поезд летит, / И нам не на что больше жать…». Похоже, все укрепляющиеся отношения с Китаем и взаимная трансакция культур рождают необходимость выстраивать новый миф вокруг реально бывшего, плюс немного красивой сказки, плюс традиции самого кино, будь то исторический детектив или экшен (сцена битвы на паровозах занимает немало экранного времени).

Очень сильный эпизод картины — беседа Ван Лин с учителем Гао (его играет Ян Цзыхуа). Когда тот пытается уговорить Лин взять у него секретные документы, он произносит действительно очень проникновенный философский текст про путь. Сразу так и хочется проверить, не из трактата ли о Дао все эти слова, найти их и насладиться строчками вне контекста картины.

Хочется еще раз отметить: фильм — удачная сделка с Китаем, опыт сотрудничества, нужный обеим сторонам. Два паровоза в фильме, как два пути, должны идти рядом и не покрывать обшивку друг друга дождем пулеметных пуль. Добрая воля китайского кинематографа — отстроенный китайской стороной великолепный павильон для имитации Шанхая 1927 года. Российская сторона не осталась без ответа.