Воинственные настроения напугали держателей госдолга европейских стран: десятилетние бонды Германии и Франции подскочили до уровня октября 2023 года (2,8 и 3,5% годовых соответственно), бонды Великобритании тоже подорожали, вернувшись к пикам в 4,7–4,8%.
При этом в среду 5 марта доходность немецких «десятилеток» выросла за день на максимальную с конца 1990-х величину, движения в бумагах других стран тоже были непривычно сильными для размеренного рынка европейского госдолга. И все это на фоне сокращения ставки Европейского центрального банка (ЕЦБ), что, по идее, должно было бы увести вниз и доходности по облигациям стран ЕС.
Все дело в масштабных военных расходах, к которым готовится Европа. Так, страны собираются обсудить совместные оборонные облигации, но больше всего рынок нервирует план Германии нарастить свой госдолг. Напомним, пока Средиземноморье жило на широкую ногу (так, госрасходы Франции достигли 57% от ее ВВП, и в конце февраля агентство S&P понизило рейтинг этой страны со «стабильного» на «негативный» и предупредило, что понизит еще, если она не сможет сократить бюджетный дефицит), немцы маниакально придерживались сбалансированной бюджетной политики, которая получила название «бюджет черного нуля» или «долговой тормоз». Это означало, что Германия не тратит больше, чем получает, и не выпускает новые долги. Отойти от такой практики заставил только ковид: в 2021 году долг Германии вырос сразу с 58 до 68% ВВП. И вот теперь новый канцлер Фридрих Мерц собирается создать инфраструктурный фонд в размере 500 млрд евро, выдать сотни миллиардов бундесверу и переписать правила заимствований. Весь госдолг Германии сейчас составляет 1,7 трлн евро, и, по расчетам Goldman Sachs, дополнительные заимствования и расходы будут означать рост доходности десятилетних облигаций страны с 2,5 до 3,0–3,75%; этот уровень станет самым высоким с конца 2008 года.
Дело, конечно, не только в военных расходах: европейцы отчаянно пытаются затормозить деградацию своей экономики (подробнее см. «Закат Европы», «Монокль» № 10 за 2025 год). Весь вопрос в том, успеют ли они это сделать, прежде чем получат серьезный долговой кризис, ведь масштабные заимствования первой экономики ЕС будут означать, что остальным странам занимать станет еще труднее — и еще дороже. Для Франции, Италии, отчасти для Испании это может обернуться серьезными проблемами.
Портфельный управляющий Astero Falcon Алена Николаева отмечает: если раньше распродажа касалась только периферийных стран, то теперь дорожает и долг ядра еврозоны, что говорит о кризисе доверия к фискальной устойчивости всей Европы. «Главная причина — бесконтрольный рост расходов, — говорит эксперт. — Уже обсуждается выпуск военных евробондов по аналогии с COVID-фондом восстановления, что еще больше увеличит долговую нагрузку. Германия создала оборонный фонд на 100 миллиардов евро, Франция увеличивает военный бюджет на 40 процентов к 2030 году. Фактически правила бюджетной дисциплины отменены, и государства готовы закрывать дефициты за счет нового долга. Если в 2010-х Европа придерживалась жесткой фискальной дисциплины, то теперь инвесторы видят обратный процесс и требуют большую премию за риск. Длинные облигации распродаются быстрее коротких, поскольку остаются вопросы к долговой устойчивости региона».
Главная проблема в том, что ЕС входит в этот долговой цикл без экономического роста, констатирует Алена Николаева. Если ситуация не изменится, Европа рискует оказаться в сценарии слабого роста при высокой долговой нагрузке, что уже похоже на предкризисный фискальный цикл. «Исторические параллели скорее тревожные, — продолжает она. — В ходе объединения Германии масштабные государственные расходы вызвали рост ставок, ослабление валютной системы и кризис валютных курсов и European Exchange Rate Mechanism 1992–1993 годов. Сегодня, как и тогда, правительства вынуждены резко менять фискальную модель, но без четкого понимания того, где предел долговой устойчивости. Кризис может начаться не из-за абсолютного уровня долга, а из-за дефицита спроса на него. Если доходности десятилетних “бундов” (облигаций Германии. — “Монокль”) перевалят за четыре процента, французских OAT — за 4,5 процента, а итальянских BTP — за пять процентов, это станет сигналом для долговой фрагментации еврозоны. В таком сценарии слабые экономики столкнутся с резким удорожанием заимствований. Главный риск — политический паралич. Если правительства продолжат увеличивать долги без понятного плана их финансирования, а ЕЦБ будет медлить, рынки могут развернуться против Европы — начнется полноценный кризис доверия, а капитал станет уходить в другие регионы. Пока этого не случилось, но рынок уже тестирует предел терпения инвесторов».