Российский авторынок повернул на резкое снижение: по итогам февраля продажи новых легковых машин в стране рухнули на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: до 78 тыс. единиц, подсчитало аналитическое агентство «Автостат».
Однако еще в январе динамика спроса оставалась в плюсовой зоне: продажи составили 89,1 тыс. единиц, на 11% больше, чем в январе 2024-го. А с более ранними показателями нынешнее пике авторынка контрастирует еще сильнее. Напомним, неплохой прирост продаж автомобилей в России наблюдается последние два года. После того как реализация машин из-за санкций обвалилась более чем вдвое в 2022 году, до 626 тыс. единиц, авторынок уверенно набирал скорость, показав в 2023-м увеличение на 69% (до 1,059 млн единиц). А в прошлом году ускорение продолжилось, обеспечив прибавку по итогам года на 48% (до 1,571 млн).
Предпосылки к охлаждению авторынка появились не в этом году — они были сформированы еще осенью. С октября 2024 года в России для стимулирования локализации производства автомобилей на ее территории был повышен утилизационный сбор на импортируемые авто, из-за чего ввозимые из-за рубежа машины стали дорожать. Зная об этом заранее, большинство импортеров летом и осенью начали активно забивать склады импортными машинами, чтобы успеть оформить их по старым таможенным ставкам. По данным «Автостата», если в сентябре прошлого года на территорию России было ввезено 104 тыс. новых авто, то в феврале — в шесть с половиной раз меньше, 16,2 тыс. Сейчас участники рынка занимаются тем, что распродают склады: по подсчетам «Автостата», лишь 8% проданных в России в первые два месяца года новых машин были выпущены в 2025 году, основная же часть, 88%, — это авто 2024 года выпуска и 4% — 2023-го.
По словам аналитиков «Автостата», больше всего сейчас тормозят продажи так называемые ждуны. Это потребители, которые ждут снижения цены на автомобили из-за укрепления курса рубля. А также те, кто надеется на ослабление санкций и возвращение в Россию автомобильных брендов из ныне недружественных стран. Например, все активнее циркулируют слухи о том, что буквально на низком старте нового прихода в Россию находятся корейские автопроизводители, якобы вот-вот должна осуществить «камбек» на российский рынок и японская Toyota.
Но эти ожидания основываются на зыбком основании. Во-первых, пока информация о возвращении тех же корейских и японских автобрендов не подкреплена официально, ее можно расценивать только как слухи. Во-вторых, даже если те же корейские, японские и, возможно, другие иномарки вдруг решат вернуться, этот процесс займет минимум полгода. Такое время потребуется для получения сертификатов и другой разрешительной документации, а также для налаживания цепочки поставок, прежде чем машины реально появятся в автосалонах.
В-третьих, при возвращении автомобильные компании вряд ли смогут предложить низкие цены, так как они лишились своих производственных мощностей в России и других преференций на рынке. Что же касается укрепления рубля, то и оно вряд ли сможет быстро повлиять на ситуацию. Чтобы цены на автомобили и другие импортируемые товары ощутимо пошли вниз, курс доллара должен быть низким как минимум несколько месяцев или полгода, только тогда импортеры смогут пересмотреть свою ценовую политику. Таким образом, на горизонте до конца текущего года кардинального изменения конъюнктуры российского авторынка, увы, ожидать не стоит.