Взаимные заградительные пошлины США и Китая непременно отразятся на мировых рынках и приведут к перераспределению торговых потоков. Продовольственная война между этими странами может быть лишь слегка на руку российским аграриям
Новые заградительные пошлины на импорт ряда продовольственных продуктов из США, введенные Китаем в ответ на повышение таможенных сборов на китайскую продукцию, могут изменить мировой продовольственный рынок. Китай — крупнейший в мире импортер продовольствия, а США — один из крупнейших его поставщиков. И теперь Штаты будут проигрывать конкурентам по цене. Из перечня подпавшей под рестрикции Китая американской продукции Россия могла бы претендовать на замещение части объемов пшеницы, свинины и морепродуктов. Но эксперты считают, что пшеницу мы можем поставлять лишь в незначительных объемах, поскольку Китай закупает в США в основном высококачественную пшеницу, а мы продаем более низкого класса. Наладить же системные поставки зерновых в Китай нам мешают нерешенные фитосанитарные проблемы и неразвитая сухопутная логистика в Азию.
Российские свиноводы рассчитывают оттянуть на себя часть объемов поставок в КНР, что поддержит рост производства этого вида мяса. А повышение ввозных пошлин на американские и канадские морепродукты могут укрепить позиции наших краболовов.
В начале марта Дональд Трамп развязал новую масштабную торговую войну, введя 25-процентные тарифы на поставки товаров из Мексики и Канады, а также повысив вдвое — с 10 до 20% — пошлины на всю китайскую продукцию. И если ближайшие соседи пока не знают, чем ответить на внезапные выпады Трампа, то Китай не заставил себя долго ждать, введя дополнительные пошлины в размере 10‒15% на сельхозпродукцию из США. Пошлины в размере 15% установлены на курицу, пшеницу, кукурузу и хлопок, а на соевые бобы, свинину, говядину, продукты водного промысла, фрукты, овощи и молочные продукты вводятся дополнительные пошлины в размере 10% (к прежним 10‒15%). По подсчетам Financial Times, общая сумма дополнительных сборов от американского импорта в Китае может составить около 22 млрд долларов.
Эксперты пытаются подсчитать, кому будет больнее от установления торговых заборов, но уже понятно, что в той или иной степени пострадают обе стороны. Баланс пока не в пользу США: экспорт из Китая в США в прошлом году вырос почти на 5%, до 525 млрд долларов, а вот импорт, в частности продовольственный, из Соединенных Штатов, сократился на 14%, до 29,3 млрд. Китай последовательно наращивает производство собственной аграрной продукции, и особенно интенсивно он начал делать это как раз во время первого срока президентства Дональда Трампа, который еще тогда ввел скандально известные заградительные пошлины против китайского ширпотреба.
Баланс сегодня не в пользу США: экспорт из Китая в Штаты в прошлом году вырос почти на 5%, до 525 млрд долларов, а вот импорт, в частности продовольственный, из Соединенных Штатов сократился на 14%, до 29,3 млрд
«Нынешний ответ Китая больно ударит именно по избирателям Трампа — республиканцам, которые представляют в основном аграрные регионы, — говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Главным образом это коснется североамериканских производителей сои, которой США поставляют на китайский рынок больше, чем другие страны. Теперь им придется искать новые рынки сбыта, что очень сложно в условиях торговых войн, которые Трамп развязал с Мексикой, Канадой и Евросоюзом. А Трампу в период выборов в сенат в следующем году придется с ними объясняться, почему они оказались в убытках. Китай, в свою очередь, намного меньше навредит своим производителям, поскольку в мире немало альтернатив той же сое, пшенице и рыбы из США».
Китай, как крупнейший покупатель продовольствия, уже много лет является законодателем цен. Поэтому он относительно легко ввел 100-процентные пошлины на импорт гороха, рапсового масла и шрота из Канады, а таможенный сбор на морепродукты и свинину из этой страны составит 25% (это связано с введенными ранее Канадой пошлинами на ряд товаров из Китая).
На рынке зерна мы наблюдаем, по сути, битву титанов: сейчас Китай, США и Индия совокупно занимают (по итогам сельхозсезона 2023/24 года) 47,7% объема мирового производства зерна (2,8 млрд тонн в прошлом сезоне). Китай в 2009 году впервые отнял пальму первенства у США по объемам производства зерна и до сих пор остается лидером, занимая 20,6% мирового рынка (578 млн тонн). По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) и минсельхоза США (USDA), объем мирового экспорта зерна в сезоне-2023/24 вырос на 2,4% и составил 507,6 млн тонн — почти столько, сколько производит Китай. Главным поставщиком зерна на мировой рынок с 1960 года являются США. В прошлом году американский экспорт составил 84 млн тонн, или 16,5% глобального экспорта. Россия занимает второе место по экспорту зерна с долей в 13% рынка (72 млн тонн в прошлом сезоне) и первое место по продажам пшеницы (53,5 млн тонн) — основной экспортной зерновой культуры в мире.
Казалось бы, кому, как не нам, заместить на китайском рынке выпадающие объемы североамериканской пшеницы? Но, как ни странно, главный потребитель пшеницы в мире не входит даже в первую пятерку наших покупателей. В прошлом сельхозсезоне Китай закупал пшеницу в Австралии (4,1 млн тонн), Канаде (3,2 млн тонн), Евросоюзе (2,4 млн тонн) и США (2,1 млн тонн). «Дело в более удобной логистике, — говорит эксперт зернового рынка Александр Корбут. — Если США и Канада из-за пошлин сейчас сократят объемы поставок зерна, Китаю выгоднее нарастить его закупки в Австралии и Южной Америке — у наших главных конкурентов. От них зерно поставляют в южные и центральные регионы Китая. А вот северные провинции Китая сами являются аграрными регионами и в этом смысле конкурируют с нами за провозные мощности на железной дороге».
По мнению Корбута, особого значения не имеет даже то, что в прошлом году мы экспортировали в Китай рекордные для себя объемы пшеницы — 344 тыс. тонн против 50‒90 тыс. тонн в предыдущие сельхозсезоны. А в этом году Россия даже впервые обогнала США по объемам поставок пшеницы: с начала июля прошлого года по март 2025-го — 275 тыс. тонн, в то время как Штаты поставили лишь 147 тыс. тонн. «Здесь тоже не стоит обольщаться, поскольку это эффект низкой базы. И Китай уже планомерно сокращал закупки пшеницы у США, которые обычно поставляли один-два миллиона тонн, затем стало кратно меньше, а теперь поставки и вовсе сойдут на нет», — говорит Александр Корбут.
Генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько полагает, что часть североамериканских объемов российские экспортеры могут перетянуть на себя, но совсем незначительные. Дело в том, что Китай не покупает у России озимую пшеницу из-за особенностей своих фитосанитарных требований, введенных еще в советские времена (из опасения грибка, которого уже давно не бывает). Убедить китайских коллег пересмотреть их российские власти не могут до сих пор. «Поэтому при любых рыночных условиях мы не можем существенно нарастить поставки пшеницы в Китай: в близких к экспортным южным портам регионах — в Центре и на Юге — растет в основном озимая пшеница, — говорит Дмитрий Рылько. — А яровая пшеница, которую Китай только и готов покупать, производится в основном на Алтае и в Сибири, откуда ее вывозить в Китай пока нецелесообразно».
На вывоз зерна из удаленных от южных портов регионов в Китай нацелен проект «Новый сухопутный зерновой коридор», который реализует одноименная компания. Она управляет Забайкальским зерновым терминалом, включающим в себя 16 силосов объемом хранения зерна 5000 тонн каждый и общей мощностью перевалки до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур в год. «Но он перевозит незначительные объемы нишевых культур, поскольку алтайским производителям трудно довезти зерно на этот терминал, а в Сибири трудно собирать крупные товарные партии, необходимые Китаю, — говорит Александр Корбут. — И опять же, если мы и повезем крупные партии через Забайкальский зерновой терминал, то в Китае мы будем конкурировать за провозные мощности и по цене с китайским же зерном из северных провинций». Что касается сои, которую Китай покупает в огромных количествах, то мы не конкуренты другим странам, поскольку во всем мире она производится по дешевой ГМО-технологии, запрещенной у нас.
Генеральный директор компании «Алтан» Валерий Покорняк отмечает, что Китай не покупает в России зерно в больших объемах из-за его низкого качества. «Мы поставляем на экспорт в основном пшеницу третьего-четвертого класса, в то время как Китай в Канаде и США покупает зерно первого и второго класса. Как и другим, оно им нужно для подмешивания к менее качественному зерну для формирования помольных партий. В России они попросту не найдут пшеницу первого и второго класса в нужном количестве, она потребляется внутренним рынком».
Соблазнительным на первый взгляд выглядит и введение новых пошлин Китая на импорт из США и Канады свинины и курятины (прежде они составляли 15%, сейчас 25%). Однако на этих рынках в Китае мы пока не конкуренты другим странам, главным образом Бразилии, Испании и США, которые уже много лет развивают экспорт этого мяса. Россия только с 2023 года начала продавать курятину за рубеж. И лишь со второй половины прошлого года начала поставлять свинину (прежде Китай ее не покупал из-за опасения чумы свиней) — всего успели продать около 40 тыс. тонн свинины, в основном в виде субпродуктов.
«Собственное ежегодное производство свинины в Китае составляет 55 миллионов тонн, и еще 2‒2,5 миллиона тонн они импортируют (в России в 2024 году было произведено 4,8 млн тонн в убойном весе. — “Монокль”) — это огромный рынок, — говорит генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. — Из этих объемов импорта четверть приходится на США и Канаду. Мы только боремся за увеличение своей доли: в прошлом году мы достигли двух процентов, поставив в Китай около 40 тысяч тонн мяса. В этом году надеемся увеличить свою долю до трех-четырех процентов, в том числе за счет возможного снижения доли США и Канады. Но главные наши сильные стороны — это рост собственного производства и оптимальная цена, а не возможные проблемы у наших конкурентов из Северной Америки».
По словам Ковалева, российские свиноводы все же могут выиграть от введенных Китаем пошлин: «В случае образования дефицита свинины повысится цена, что позволит нашим экспортерам нивелировать те риски, которые снижают наше конкурентное преимущество, — это санкционные трудности с платежами и удорожание логистики».
Введение Китаем 25-процентной пошлины на морепродукты из Канады будет для нее чувствительно, поскольку по некоторым категориям морепродуктов Китай для Канады — ключевой покупатель.
Россия — пятый в мире поставщик морепродуктов на мировой рынок после Китая, США и ряда других стран. Всего на мировой рынок отправляется 41,4 млн тонн морепродуктов, из которых мы поставляем немногим более миллиона тонн. «Назвать Канаду серьезным конкурентом России на рынке КНР нельзя, — говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. — В прошлом году российские рыбаки поставили на рынок Китая свыше 1,28 миллиона тонн рыбопродукции, а канадские почти в 12 раз меньше — 110 тысяч тонн. Вместе с тем есть несколько категорий, по которым позиции Канады довольно сильные: краб и дикая холодноводная креветка. Обе эти товарные группы относятся к премиальному сегменту, а спрос на них локализован всего на нескольких экспортных рынках».
Россия входит в пятерку ведущих стран — производителей крабов и наряду с Канадой является одним из двух крупнейших экспортеров этого вида морепродуктов: в 2023 году отечественные компании поставили на мировой рынок почти 81,3 тыс. тонн (19,2% мирового экспорта), канадские — 86,5 тыс. тонн. Причем китайский рынок российские краболовы именно что завоевывали: начиная 2000-х годов они работали над формированием культуры потребления в Китае самого дорогого в мире — живого — краба (королевского камчатского). В итоге с 2000 по 2022 год КНР увеличила импорт краба в пять раз — с 18 тыс. до 90 тыс. тонн. И теперь у российских краболовов есть шанс потеснить на этом рынке конкурентов и по живому крабу, и по мороженому. Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков отмечает, что Россия поставила на китайский рынок в 2023 году 30,1 тыс. тонн живого краба и 10,7 тыс. тонн мороженого, Канада — 10,6 тыс. тонн живого краба и 4,4 тыс. тонн мороженного. «При таком соотношении выпадающие объемы канадского краба могут вызвать дефицит и повышение цен, отчего выиграют российские краболовы», — говорит Александр Дупляков.
В этом случае российские краболовы отчасти отыграют убытки, понесенные ими после того, как в 2022 году США ввели запрет на импорт российского краба. Несмотря на то что объем вылова краба в России был стабилен, российские крабодобытчики в 2023‒2024 годах получали минимальную за последние годы прибыль из-за снижения цен на отечественного краба на экспортных рынках.
«Девяносто процентов потребления живого краба приходится на рынки КНР, Республики Корея и Японии, — продолжает Герман Зверев. — Если цена на канадский краб для китайских покупателей вырастет на четверть, соразмерно пошлине, это потенциально может увеличить спрос на аналогичную продукцию из России, но только на этом рынке. Канада же сможет диверсифицировать поставки на рынки Кореи или Японии, с одной стороны, окончательно освободив для российского краба место на китайском рынке, но с другой — увеличив для нас конкуренцию на этих рынках».
То есть произойдет перераспределение экспортных потоков, а не укрепление позиций одной из сторон. «Все страны, активно вовлеченные в эту глобальную тарифную войну, масштабы которой с каждым днем только увеличиваются, не только входят десятку ведущих экспортеров морепродуктов, но и являются ключевыми партнерами друг друга на рыбном рынке, — говорит Герман Зверев. — Поэтому пошлины и ограничения приведут к неизбежным структурным изменениям в рыбном экспорте и ужесточат конкуренцию за рынки сбыта».