Северный морской путь без потока

Целевой показатель загрузки СМП выполнен менее чем наполовину, транзит практически прекратился, а крупные проекты, способные обеспечить рост объемов перевозок, откладываются

По итогам 2024 года объем перевозок по Северному морскому пути составил 37,9 млн тонн
Читать на monocle.ru

Проблемы развития арктических регионов и Северного морского пути (СМП) стали предметом обсуждения на юбилейной, десятой конференции «Дальний Восток и Арктика», которая состоялась в конце минувшей недели в Москве.

Глава ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко радостно делился итогами прошедшего года: растущим грузооборотом, проходом судов с глубокой осадкой и совершенствованием ледовых маршрутов. Однако его выступление встретило неоднозначную реакцию. Так, модератор пленарной сессии, руководитель и совладелец консультационной компании «Гекон», член Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев призвал участников конференции «не обольщаться», поскольку планы загрузки СМП выполнены меньше чем наполовину и сегодня обеспечиваются всего двумя компаниями — «НоваТЭКом» и «Газпром нефтью». «Остальное плоское, как блин, и стоит на прежних уровнях», — добавил он.

Северный морской путь является стратегическим маршрутом: он соединяет все арктические регионы России, по нему идет их снабжение, вывозится продукция промышленных предприятий. Кроме того, в условиях загруженности Суэцкого и Панамского каналов СМП, проложенный вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, становится кратчайшим путем из Европы в Китай и другие страны Восточной Азии. В нашей стране сейчас СМП называют не иначе как будущим мировой логистики.

Особое значение этот морской коридор приобрел в свете санкционных ограничений. 1 августа 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП и перечислило мероприятия и проекты, которые должны быть реализованы в перспективе до 2035 года. Именно эти проекты и имеет в виду Григорьев.

Северные достижения

За судоходство на СМП ответственна госкорпорация «Росатом», эти полномочия были возложены на нее в том же 2022 году и закреплены в Кодексе торгового мореплавания. Тогда же ядерный холдинг учредил Главное управление Северного морского пути, которое выдает разрешения на плавание по СМП, занимается расстановкой ледоколов в акватории и разработкой маршрутов.

По словам Сергея Зыбко, в 2024 году ФГБУ «Главсевморпуть» выдало 1312 разрешений против 1264 годом ранее и осуществило 976 ледокольных провозок, увеличив этот показатель на 20%. Транзит составил 3 млн тонн. Транзитом ведомство считает маршрут, по которому судно заходит на северный участок и выходит из него.

Так, в летнюю навигацию из Санкт-Петербурга в китайский Циндао по СМП удалось пройти крупнейшему за историю перевозок по СМП контейнеровозу не ледового класса. «Он прошел абсолютно безопасно, по дороге был лед [на участке СМП], но с помощью выданного маршрута контейнеровоз просто пролетел», — радуется Зыбко. По словам главы «Главсевморпути», 2500 миль (4023,3 километра) судно преодолело за 5 дней 21 час со скоростью 15,5 узла (28,7 километра в час).

Речь идет о судне Flying Fish 1, 294,04 метра в длину и 32,2 метра в ширину, которое ходит под панамским флагом. В сентябре 2024 года оно пересекло границу Севморпути в районе мыса Желания (архипелаг Новая Земля) и вышло из акватории трассы в районе мыса Дежнева (Чукотский полуостров). «Это очень хороший пример: он обращает внимание остальных участников судоходства на то, что есть СМП и при правильной расстановке по нему возможно осуществлять движение», — сказал Зыбко, отметив, что «Росатом» проводит регулярные гидрографические исследования северных вод, дабы избежать опасности посадить судно на мель.

По СМП из Мурманска в Китай проследовали также два балкера с грузом железорудного концентрата в объеме 164,5 тыс. тонн и осадкой 17,5 метра, хотя обычно глубина погружения судна в воду на северных маршрутах не превышает 12 метров. Подобные суда никогда не проходили по этому участку, отметил Зыбко. Грузопоток по СМП в 2024 году достиг 37,9 млн тонн — это на 5% больше, чем годом ранее, абсолютный рекорд. В советское время показатель грузоперевозок по данному направлению не превышал 9 млн тонн.

Впрочем, Михаила Григорьева из «Гекона» достижения «Главсевморпути» не впечатлили. «Транзит — это переход между портами зарубежных стран, минуя порты РФ. До 2022-го суда ходили с востока на запад (из Канады в Финляндию) и с запада на восток (из Канады в Японию) через восточный проход. Это был транзит. А сейчас есть только экспортные поставки продукции из портов Балтийского моря, Мурманска и Архангельска», — заявил модератор конференции.

Он также напомнил, что, согласно правительственному плану, грузопоток на СМП в 2024 году должен быть вдвое больше существующего — на уровне 90,1 млн тонн.

«Развитие Северного морского пути сейчас связано всего с двумя проектами, не обольщайтесь! Это “НоваТЭК” и “Газпром нефть”. Грузопоток обеспечивается вывозом их продукции плюс перевозкой грузов обеспечения. Да, это два блестяще сделанных проекта, но их недостаточно», — сказал Григорьев. Иными словами, если вычесть тот объем, который приходится на «НоваТЭК» и «Газпром нефть», объем перевозок по СМП сопоставим с тем, который был при СССР.

В самом деле, по Севморпути пока возят в основном нефть и сжиженный природный газ. На «НоваТЭК» в прошлом году пришлось 24,3 млн тонн грузооборота СМП. Другие проекты из постановления правительства 2022 года пока остаются на бумаге.

Баимский ГОК на паузе

Например, задерживается реализация проекта строительства Баимского горно-обогатительного комбината на чукотском месторождении Песчанка. Песчанка — одно из крупнейших месторождений в мире, оно содержит более 23 млн тонн меди и около 2 тыс. тонн золота, а также молибден.

Проектом занимается ООО «Баимская холдинг», принадлежащее на 99% закрытому паевому инвестфонду «Северная Аврора», который приобрел долю в мае прошлого года. Еще 1% у ООО «Управляющая компания “Баимская”», которая занимается реализацией проекта строительства ГОКа, генеральный директор — Георгий Фотин. Ранее он возглавлял компанию из периметра казахстанской KAZ Minerals. Последней в 2018 году совместная компания Романа Абрамовича и Александра Абрамова Aristus Holdings продала проект освоения Песчанки за 900 млн долларов. Бенефициары KAZ Minerals на тот момент — казахстанские миллиардеры Владимир Ким и Олег Новачук.

Но казахстанское предприятие столкнулось со сложностями при обслуживании долга на 1,78 млрд рублей перед ВТБ, который подпал под жесткие антироссийские санкции, и было вынуждено в 2023 году перепродать дело Trianon Ltd. А когда весной 2024-го в санкционный список США была внесена и «Баимская холдинг», проект еще раз сменил владельца. Теперь им является инвестфонд «Северная Аврора».

Впрочем, сразу несколько участников рынка сообщили «Моноклю», что реальными бенефициарами по-прежнему являются Ким и Новачук, а также их компания Trianon Ltd.

Еще прошлым летом Георгий Фотин на Петербургском международном экономическом форуме рассказывал о намерении «построить одну из крупнейших и самых современных фабрик в мире» — горно-обогатительный комбинат с объемом переработки 70 млн тонн руды в год, способный производить 1,5 млн тонн медного и молибденового концентрата. «Это будет полностью цифровое производство с беспилотной карьерной техникой. Новейшие технологические решения позволят нам работать в непростых северных условиях с конкурентной себестоимостью», — объяснял он.

«По СМП мы будем перевозить порядка двух миллионов тонн грузов, для чего с нуля создаем инфраструктуру», — говорил тогда глава компании. Речь шла о 420-километровой всесезонной дороге и новом портовом терминале на мысе Наглёйнгын Чаунской губы. Средства на это выделял федеральный бюджет. Баимский проект также предполагал уникальную схему внешнего энергоснабжения: строительство четырех плавучих атомных энергоблоков мощностью по 110 МВт каждый.

Однако именно на этом этапе возникла заминка. По словам Михаила Григорьева, создание плавучих АЭС отложено. «В конце июня июня китайская Wison из-за санкций отказалась сотрудничать по проекту “Арктик СПГ — 2” и вести строительство оснований для плавучих энергоблоков “Росатома”», — объясняет он. Нашла ли корпорация решение этой проблемы, пока неизвестно.

Примечательно, что всего за несколько дней до этого на ПМЭФ-2024 курирующий машиностроение замгендиректора госкорпорации Андрей Никипелов уверял, что работа идет, «никаких проблем ни с оборудованием, ни с корпусами» холдинг не испытывает.

Теоретически корпуса для ПЭБ можно было бы изготовить и в России, но из-за возросшей нагрузки на отечественные верфи сделать это затруднительно. Балтийский завод, способный строить гражданские суда с атомной энергоустановкой, занимается атомными ледоколами. Именно по этой причине «Атомэнергомаш» (входит в «Росатом») в 2021 году провел тендер на создание корпусов для ПЭБ среди азиатских компаний.

Ведущим подрядчиком казахстанской KAZ Minerals является китайская NFC. В 2022 году между двумя компаниями было подписано соглашение о строительстве обогатительной фабрики на Баимском месторождении. Согласно контракту стоимостью 6 млрд долларов, NFC отвечала за строительство самого ГОКа, вспомогательной инфраструктуры и установку оборудования.

Баимская медно-порфировая площадь — одна из крупнейших в мире. Здесь выявлено 12 перспективных месторождений меди, а также золота и серебра. Реализация проекта стала возможна благодаря появлению новых технологий и введению преференциальных режимов для него

Необходимость привлечения иностранных подрядчиков Георгий Фотин объясняет отсутствием необходимых технологий для переработки руды. По его словам, именно по этой причине открытое еще в 1972 году месторождение Песчанка не разрабатывалось. Информации о том, готова ли NFC сейчас исполнять свои обязательства по контракту, нет. Представители «УК Баимская» говорить о нынешнем состоянии проекта не хотят.

Кстати, прошлым летом KAZ Minerals подписала с NFC еще один контракт на 1,5 млрд — на строительство медеплавильного завода мощностью 300 тыс. тонн меди в год в Казахстане. Потенциальными источниками сырья, по сообщению казахстанской компании, станут ее собственные рудники.

Стоимость Баимского проекта между тем оценивается в 1 трлн рублей, из которых к лету 2024 года было проинвестировано 200 млрд. В середине декабря прошлого года «Баимская холдинг» разместила на Санкт-Петербургской валютной бирже дебютный выпуск облигаций на 500 млн рублей в рамках общей программы выпуска ценных бумаг на 50 млрд.

А под занавес года, 30 декабря, наблюдательный совет ВЭБ.РФ одобрил участие банка в финансировании строительства Баимского ГОКа, однако сумма инвестиций, сроки, стоимость и условия не назывались.

Согласно сообщению ВЭБ.РФ, ввод в эксплуатацию первой очереди Баимского ГОКа на 35 млн тонн руды в год намечен на 2029-й, второй очереди такой же мощности — на 2030-й. И хотя время еще есть, доставка в Россию первой баржи для энергоблока, согласно сообщению «Атомэнергомаша», планировалась в 2023 году. Сейчас «Атомэнергомаш» и ВЭБ комментировать ситуацию отказываются.

Представитель «Росатома» по существу на заданные «Моноклем» вопросы о судьбе четырех плавучих энергоблоков не ответил, сославшись на сжатые сроки для подготовки комментария, но при этом отметил, что корпорация уже эксплуатирует единственную в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию, размещенную на базе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в порту города Певек на Чукотке.

По словам источника в отрасли, ни один из корпусов для ПЭБ в Россию так и не доехал.