Автопалатка — это полная свобода

Молодая российская компания Everest Touring намерена укрепить свои позиции на рынке туристических автопалаток за счет применения авиационных технологий в производстве и повышенного комфорта своих изделий

С автопалатками путешествуют, как правило, опытные путешественники, которые готовы уезжать далеко от цивилизации в поисках уединения и нетронутой природы
Читать на monocle.ru

Российская компания Everest Touring начала серийный выпуск легких автопалаток. Благодаря уникальным инженерным разработкам компания смогла произвести самую легкую на рынке автопалатку с жестким корпусом и полноценным матрасом для сна от крупнейшего отечественного изготовителя матрасов — компании «Аскона». Вес двух представленных моделей автопалаток Roofer составляет 47 и 52 кг (в зависимости от размера матраса) — значительно меньше, чем у других производителей. В 2025 году Everest Touring планирует продать до 100 таких палаток, получив 20 млн рублей выручки. Если же спрос будет и дальше расти теми же темпами и если удастся привлечь банковские средства, компания намерена увеличить выпуск до 1000 единиц в год.

Палатка по авиационным технологиям

Основатель и генеральный директор компании Everest Touring Яков Бунатян, сам опытный автотурист, в какой-то момент столкнулся с отсутствием на рынке автопалаток, отвечающих актуальным запросам. Идеальная палатка, по его мнению, должна быть доступной по цене, не слишком тяжелой, быстро разбираться и собираться, давать возможность для комфортного отдыха и не влиять на скорость движения автомобиля. Китайские модели были приемлемыми по стоимости, но недостаточно качественными: зачастую они не держались после открытия или их невозможно было ровно закрыть. Европейские намного лучше по качеству, но стоят как пол-автомобиля и тоже не без недостатков.

В итоге Яков решил сделать для себя палатку самостоятельно, тем более что производственный опыт у него имелся. Потомственный инженер, Бунатян окончил Зеленоградский МИЭТ и более десяти лет работал в высокотехнологических компаниях — от выпуска телекоммуникационного оборудования для Cisco до персональных компьютеров. «У меня как у инженера был опыт построения серийных производств. В компаниях, где я прежде работал, я занимался организацией такого производства, системой менеджмента качества продукции, оборудованием и так далее», — рассказывает Яков. Поэтому с запуском мощностей, обеспечением стабильности и качества работы у Бунатяна и его партнеров проблем не возникло. Все силы были брошены на создание собственного продукта.

Ключевая характеристика автопалатки — вес. «Любой предмет, который закреплен на крыше автомобиля, смещает его центр тяжести. Это смещение усиливает раскачивание машины, снижает ее устойчивость при боковых ветрах и движении по бездорожью», — объясняет директор Everest Touring. Представленные на рынке автопалатки были тяжелыми — в среднем от 65 до 95 килограммов; до сих пор основная масса предложений находится в этом весовом диапазоне. «Мы одними из первых решили использовать алюминий для корпуса. И у нас получилась самая легкая палатка в мире — при размерах спального места 140 на 200 сантиметров она вместе с матрасом весит 52 килограмма», — говорит Яков Бунатян.

Как правило, автопалатки изготавливают из пластика или стеклопластика, но, чтобы обеспечить нужную прочность, его приходится делать очень толстым. В результате по сравнению с алюминием вещь получается тяжелее. А чтобы металлический корпус не проводил холод и не нагревался под солнцем, разработчики прикрепили к крыше 15-миллиметровый утеплитель, который зимой позволяет сохранять тепло, а летом спасает от жары.

Главная функция автопалатки — обеспечение комфортной ночевки в полевых условиях. То есть спальное место в ней должно быть максимально удобным. Однако изготовители автопалаток, как правило, этим не заморачиваются, предлагая в качестве места для сна легкий полиуретан. Everest Touring решила внедрить принципиальную инновацию — укомплектовать палатку полноценным матрасом высотой 10 сантиметров, заказав его производство у ведущего российского производителя матрасов — «Асконы». Матрас добавил шесть-семь килограммов, однако компания все равно добилась рекордно низкого веса изделия.

Так сложилось, что один из партнеров Everest Touring увлечен авиатехникой и имеет профильное образование в этой области. Он и предложил применить знакомые технологии в новой сфере. «Мы перенесли к себе некоторые технологии производства самолетов, как бы громко это ни звучало. Прежде всего, мы используем авиационный алюминий и формируем корпус с помощью заклепок, как в авиастроении. У нас стандартизированное в авионике вспомогательное оборудование — оснастка, которая редко применяется в стандартных производствах, связанных с алюминием, — перечисляет Яков. — Для улучшения аэродинамических показателей уголки палатки тоже выполняются из алюминия: они выдавливаются с помощью воды, и получается закругленная форма. Достаточно непростая методика, под которую мы сами спроектировали оснастку. Все это, безусловно, усложняет изготовление модели. Зато на скорости 110 километров в час такая конструкция просто незаменима на машине».

К тому же отличные аэродинамические свойства изделия позволяют экономить на топливе. При средней скорости автомобиля с палаткой 130 километров в час расход топлива увеличивается всего на полтора-два литра на 100 километров. «Для сравнения: обычный автобокс для перевозки вещей, который меньше автопалатки в два раза, повышает расход бензина на два — два с половиной литра», — напоминает Яков Бунатян.

По мнению предпринимателя, вопрос аэродинамики очень важен для индустрии, однако производители задумываются об этом редко. «Мы же помним, что в стране была школа авиастроения, — почему же не воспользоваться накопленными знаниями и не применить их?» — недоумевает он.

Раскрой листового алюминия для комплектующих выполняется на станках с ЧПУ на контрактном предприятии. Применение лазерного раскроя металла гарантирует точность и стабильное качество каждой детали. Остальные работы: сварочные операции, формовка и гидроформовка металла, сборка, клепка, герметизация, обшивка, натягивание ткани и т. д. — проводятся на собственном производстве Everest Touring. Алюминий компания использует российский, ткани и комплектующие — китайские.

Принципиальный элемент конструкции — газовый упор, с помощью которого палатка открывается, удерживается в развернутом состоянии и затем сворачивается (аналогичный упор поднимает капот в автомобиле), — компания сейчас заказывает за рубежом, однако параллельно уже ведет переговоры с несколькими российскими предприятиями. Требования Everest Touring довольно высокие: механизм должен работать в любую погоду. Кстати, продукцию компании недавно успешно протестировали в Арктике: температура во время экспедиции доходила до −50 °С, что было суровым испытанием не только для газовых упоров, но и для самой палатки.

Не менее требовательны в Everest Touring к ткани и ее креплению к жестким конструкциям: материал должен выдерживать как минимум давление столба воды в 1000 миллиметров, а соединения и фурнитура — демонстрировать надежность. «Например, на рынке можно купить молнию, которая не пропускает воду. Но на радиусных загибах проемов в палатке такая молния быстро выходит из строя, поэтому мы не можем ее туда поставить. Приходится использовать обычную молнию, но придумывать всякие лайфхаки для ее защиты, чтобы влага не проникала внутрь», — рассказывает Яков Бунатян.

«Мы купили автопалатку Everest Touring три года назад и активно используем ее в поездках. Она выдерживает дождь и ветер, не промокает. Помню, мы как-то остановились в Грузии в районе Батуми, был сильный шторм. Палатку-шатер на земле кренило капитально, а автопалатка стояла уверенно, никаких проблем не было», — рассказывает турист со стажем Дмитрий Павлов.

Базовая комплектация модели Roofer — когда сел и поехал с палаткой на багажнике — включает в себя лестницу, матрас, подушки, внутреннее освещение, москитные сетки. Но есть множество дополнительных опций: например, к палатке легко присоединить маркизу — рулонный навес площадью 2,5 на 3 метра. Можно установить солнечные панели, которые подпитывали бы электричеством аккумуляторы. Предлагаются также различные небольшие удобства: сумки для обуви, дополнительные сетки для одежды и пр. Для путешествий в холодную погоду изделие нуждается в ряде усовершенствований: к стенкам подстегивается вторая ткань, на крыше клеится дополнительный утеплитель и т. д. «Мы недавно попросили модернизировать нашу автопалатку, и нам добавили “рукава” для обогрева: через них от установленного на земле автономного отопителя внутрь поступает теплый воздух», — рассказывает Дмитрий Павлов.

Недавно Everest Touring завершила разработку еще одной суперлегкой модели, Roofer 120, со спальным местом 120 на 200 сантиметров (с полноценным матрасом) и весом всего 42 килограмма. В ней применяется другая система раскрывания и более тонкий листовой алюминий. В начале года компания также вывела на рынок облегченную версию Slim весом 47 килограммов — это треугольная палатка с более тонким матрасом от другого российского производителя. Главное преимущество модели заключается в ее толщине в собранном виде: всего 10 сантиметров.

Серьезная покупка

Рынок производителей автопалаток в России развивается уже несколько лет. На данный момент на нем представлено несколько компаний, в том числе «Ястреб», Yuago. Но все они в основном предлагают более дешевые модели из пластика. По словам Якова Бунатяна, производители друг друга конкурентами не считают: «У нас продукция отличается. Мы все стараемся дружить, популяризировать наш продукт, совместными усилиями продвигать его на рынке».

Продажи автопалаток носят индивидуальный характер: как правило, покупатели приезжают в офис или на производство, чтобы получить профессиональную консультацию, выбрать определенный набор опций. «Через маркетплейсы, к сожалению, наши изделия не продаются: это достаточно дорогой товар. Мы пробовали — ни одной не продали. Главные способы продвижения — реклама в “Яндекс Директ”, форумы, выставки, блогеры в социальных сетях, собственный интернет-магазин. Спонтанно наш продукт никто не покупает», — рассказывает Бунатян.

«По сравнению с другими компаниями, в Everest Touring мне понравилась инженерная конструкция палатки, то, что она из алюминия (пластик мне сам по себе не очень нравится) и что изготовитель находится рядом, в Москве. Ближайшее производство, которое мы рассматривали, было в Твери. К тому же Everest Touring предлагает возможность кастомизации продукта: алюминий можно покрасить в любой цвет, ткань тоже разрешается выбрать любого цвета. У остальных же только стандартная черно-серо-белая гамма. При этом разница в цене очень небольшая. Плюс со временем Яков предоставил нам услугу хранения палатки в несезон — для нас это было очень актуально, так как вещь должна храниться в относительно теплом и сухом месте. Наша задача просто привезти туда палатку — они сами ее снимают и размещают на складе. А потом сами устанавливают на машину», — рассказывает Дмитрий Павлов.

Динамика продаж автопалаток в Everest Touring в прошлом году составила 11%. По словам Якова Бунатяна, этот год начался лучше, чем прошлый, спрос на продукцию компании с началом сезона вырос.

Цена модели Roofer стартует от 250 тыс. рублей. Палатка с оптимальным набором опций для путешествий без экстрима стоит порядка 300 тыс. Для сравнения: ближайшая по характеристикам итальянская Maggiolina продается примерно за 750 тыс. рублей. «Китайские палатки можно купить и за 150 тысяч, но по качеству нас с ними сравнивать некорректно», — отмечает директор Everest Touring.

Этой зимой компания запустила опцию аренды автопалаток, но судить об эффективности программы можно будет лишь к концу летнего сезона. «У нас только сейчас начались первые бронирования, бизнес для нас новый. Аренда стоит от 2300 рублей в сутки. Это может быть более выгодно, чем приобретение, но те, кто путешествует регулярно и хочет спать на собственных матрасе и подушке, обычно покупают палатку», — считает Яков.

Пока Everest Touring развивается на собственные средства. На НИОКР, налаживание производства и выпуск первых продуктов ушло три миллиона рублей. Сегодня бизнес уже вышел на самоокупаемость, потенциальная рентабельность составляет порядка 30%. На данном этапе все средства реинвестируются в производство. По словам главы компании, для более серьезного масштабирования пригодились бы кредитные средства, но пока коммерческие ссуды брать невыгодно.

Спрос на автопутешествия растет

Но зачем вообще нужна автопалатка, если можно установить обычную на земле и не рисковать падением с крыши автомобиля, если ночью вдруг понадобится выйти?

«Автопалатка разбирается и собирается за десять секунд, в то время как обычная требует большего времени, — перечисляет преимущества своей продукции Яков Бунатян. — При этом обычная палатка требует значительного места в багажнике для перевозки. И в обычной машине точно невозможно возить классический матрас высотой 10 сантиметров». Помимо этого на земле не всегда можно найти ровное место под установку, что наглядно показывают галечные черноморские пляжи: все туристы-дикари кучкуются на небольших участках земли без камней. Бывают случаи, когда невозможно найти сухую поверхность. И наконец, насекомые и животные имеют меньше возможностей проникнуть в автопалатку, чем в ту, которая стоит на земле.

«Самое большое удобство — то, что матрас, подушки и прочее — все едет на крыше, и не надо искать место для размещения в машине. Раньше у нас был просто багажник на крыше, но он негерметичный, туда попадала грязь. А с автопалаткой мы ездим по две-три недели, таких проблем нет», — говорит Дмитрий Павлов.

Целевая аудитория Everest Touring — автопутешественники, которые хотят отдохнуть от городской суеты и готовы много перемещаться, чтобы посмотреть как можно больше разных мест. Как правило, такие люди нацелены на природные достопримечательности, комбинируют ночевки в палатке и в отеле, где есть все удобства, можно принять душ и т. д. «Автопалатки — это полная свобода путешествий», — считает Яков Бунатян.

Потенциально клиентом компании может стать любой автовладелец. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), для половины отечественных туристов автомобили стали самым востребованным видом транспорта на отдыхе, что, скорее всего, связано с существенным удорожанием железнодорожных и авиабилетов. Например, стоимость внутренних перелетов в прошлом году увеличилась на 20%, а в пиковые месяцы рост тарифов на перевозку составлял 30% и более. Цена билетов на поезда тоже поднялась, но она сдерживается регулированием тарифов. Поэтому, по данным РСТ, проезд в плацкарте подорожал в среднем на 12,8%, в купе — на 15,5%.

Рост цен на транспорт уже стал отражаться на спросе. Так, по информации Федерального агентства воздушного транспорта, внутренние авиаперевозки в прошлом году прибавили всего 2%, до 84,7 млн человек, в то время как международные — 20% (27 млн). А вот количество автопутешествий с каждым годом увеличивается.

По оценке Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА), примерно 20–25 млн семей путешествует на автомобилях, из них половина предпочитает отдых в отелях и гостевых домах, а половина — на природе. Причем последнее чаще объясняется не желанием уединиться, а слишком высокой стоимостью размещения в отелях. Так, по данным РСТ, средняя цена проживания в российских отелях в летнем сезоне 2024 года выросла на 20%, а в рамках контрактов, которые туроператоры заключают на нынешний летний сезон, подорожание составляет 15–17%.

В апреле 2024 года распоряжением правительства РФ была утверждена Концепция развития автомобильного туризма на период до 2035 года, согласно которой число автотуристов планируется увеличить до 44 млн, а количество путешествий на автомобилях и автобусах — до 47 млн к 2030 году.

Несмотря на планы чиновников по наращиванию отельной базы, пока ситуация не меняется: количество туристов-дикарей по-прежнему остается высоким. Во всех странах одним из важных инструментов трансформации дикого туризма в цивилизованные форматы является создание кемпингов для автопутешественников. Однако в новой правительственной концепции эта тема не освещена: похоже, профильные ведомства она не интересует. Основная проблема в организации кемпингов связана с решением земельного вопроса: переводом сельхозземель и земель в охранных природных зонах в иной статус — под развитие туризма. Кроме того, необходимы дополнительные инвестиции: к местам стоянок автотуристов нужно прокладывать дороги, проводить электричество и воду. А у государства сейчас другие приоритеты: развитие мегакурортов, на которые выделяются огромные средства. Для открытия кемпингов требуется значительно меньше денег, и запустить их можно в течение нескольких месяцев, однако бюрократической возни с ними очень много, а отдача невелика, да и хлопот муниципальным властям наверняка прибавится.

По данным НСПКА, в России сегодня около 430 современных оборудованных кемпингов и новых появляется не более 20 в год. «В кемпингах удобно: там уже организовано место с электричеством и водой, и это охраняемая территория. Ты отдыхаешь не в экстремальных условиях, не нужно везти с собой большой запас батарей для получения электричества и много воды. Много кемпингов сейчас, например, в Крыму — спрос на такой отдых очень большой», — говорит Дмитрий Павлов.

Сегодня автотуристы из центральной части страны (на Москву приходится около 30% из них) активно выезжают не только в популярные локации: Московскую агломерацию, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Краснодарский край, на Северный Кавказ, — но и в более отдаленные: на Кольский полуостров, Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Там больше не тронутых цивилизацией природных локаций и возможностей для полного уединения.