Доу Джонс в аду: спасибо, Украина

Евгений Огородников, редактор отдела рейтинги журнала «Монокль»
Читать на monocle.ru

И это результат победы русского солдата. Почему-то никто не смотрит на обвал американского фондового рынка и рынка криптовалют, на ссору среди лидеров стран коллективного Запада и на кончину ВТО как на следствие проигрыша американцев на Украине.

Однако, если размотать историю от сегодняшней точки на несколько шагов обратно, это станет очевидным.

Итак, с 19 февраля капитализация фондового рынка США рухнула на 14 трлн долларов. Это чьи-то богатства, пенсионные накопления, бонусы — больно многим, в США паника. Особенно лютые, панические распродажи наблюдались в первой декаде апреля. Правда, потом рынок так же резко воспрял. Но до былых высот расти много недель или месяцев. Да, кажется, прямой связи между котировками акций какой-нибудь Teslа или Nvidia и спешным выходом (в исторической перспективе — мгновенном) Пентагона из украинского противостояния нет. У Teslа свои проблемы, у Nvidia — свои, у Пентагона и их филиала ВСУ — свои.

Да и рынок валился из-за того, что президент США Дональд Трамп обложил различными пошлинами практически весь американский импорт. Тут же последовала «обратка» от части американских партнеров в виде ответных пошлин. То есть происходит переоценка перспектив бизнеса Microsoft и прочих Exxon, работать которым в том же Китае и на других глобальных рынках теперь будет несколько сложнее, если вообще возможно.

То есть Трамп одним своим решением прикончил глобализацию, а также правила и нормы, просуществовавшие почти 80 лет. А на них держится практически весь бизнес транснациональных корпораций. Шаг, безусловно, очень рискованный. Но вынужденный. Пошлины — это дополнительное фискальное бремя на потребление американских домохозяйств. То есть, с одной стороны, они увеличат доходы минфина США, с другой — снизят реальные доходы граждан. Кроме того, возможно, приведут к переезду в США заводов и производств из Европы, Китая и Мексики. Американские власти уже много лет целенаправленно пытаются играть в Make America great again — пока успехов на этом поприще не достигнуто. Тем не менее эта политика ведется.

Для чего Дональд Трамп затеял «фискальный маневр» по-американски? Причина тому одна: американский бюджет много лет ставит рекорды дисбалансов, а дыра в нем растет в прогрессии. С ускорением к дыре бюджета растет государственный долг, обслуживать который становится все труднее: рынки не берут средние и длинные бумаги, предпочитают очень короткие.

Результат: в США стремительно растет краткосрочный долг — сроком до одного года. Для понимания масштабов беды. В этом году Казначейству США нужно погасить 9,2 трлн долларов из 36 трлн в обращении. Плюс к этому около 1,8 трлн долларов новых долгов для финансирования дефицита бюджета. Итого за год нужно занять более 11 трлн долларов. Это 44 млрд долларов каждый рабочий день: по выходным биржи не работают. То есть за неделю Казначейство прогоняет сумму, сопоставимую с замороженными российскими ЗВР. Любой сбой работы этой машинки, и все, дефолт по самым «надежным» финансовым инструментам в мире — US-Treasures.

Проблеме госдолга США много лет. Более того, уже на самом высоком уровне: например, аудитор Белого дома Илон Маск заявляет, что США на прямом пути к банкротству. Именно его Дональд Трамп под красивой маркетинговой историей «аудита» привлек для проведения проверки трат американского бюджета. Результат — секвестр (вдумайтесь, в Граде на холме урезают уже утвержденный бюджет, как в России в 1990-е!) расходной части.

Но пока на новом поприще Маск больше преуспел в пиаре. Удалось сэкономить чуть более 100 млрд долларов, на фоне общих годовых трат в 7,3 трлн это статистическая погрешность. Те области, где действительно стоит наводить порядок, медицинское страхование и оборону, Маск не замечает: то ли инстинкт самосохранения, то ли не особо и пускают. В итоге его миссия провалена. И уже заговорили о его уходе обратно в бизнес в ближайшие месяцы.

Но еще до ухода Маска, 30 апреля, в США грядет большое событие — 100 дней президентства Дональда Трампа. Количество хаоса за эти дни значительно выросло, а ни одна из доставшихся от Джо Байдена проблем США не решена. На Украине идет противостояние, Китай могуч, Иран готовится к войне, хуситы контролируют судоходство в Красном море, Ким кует оборонный щит. А новых проблем добавилось. Отношения с Европой, Канадой и Мексикой испорчены. С Ираном, Китаем, Венесуэлой — тоже. Ну и, конечно, весь ворох внутренних проблем: долг, рынки, торговля. За что ни возьмись — везде не знаешь с какой стороны подойти.

А теперь включите фантазию и представьте, что Россия проиграла СВО. Сегодня бы у нас на улицах шли митинги, «шатающие режим». Все крупные министерства и ведомства тут же наполнились бы консультантами из США, стран Европы и Украины. На Дальнем Востоке японский, южнокорейский бизнес уже вовсю соревновался бы в приватизации портовых, логистических и сырьевых активов. Сбер, «Роснефть» — на приватизацию, «Газпром» — без торгов за долги европейским компаниям. Ну и, конечно, мир бы уже готовился к двум гигантским войнам — с Ираном и Тайванем. Проблема госдолга США и Европы просто исчезли бы, так как новое разграбление России резко ускорило бы темпы экономического роста в развитом мире. Ресурсы, кадры, технологии, мощнейший ВПК — все у ног европейцев и американцев.

Направить всю мощь противника против его самого — это великое искусство дзюдо. Партией, которую реализовал президент России Владимир Путин, вовремя подобрав место, время, длительность и силу СВО, — можно только восхищаться. А на фоне накрывших Штаты проблем Украина ушла в третий десяток горящих приоритетов. Она просто исчезла с радаров.