Журнал «Монокль» начинает расчет собственных индексов потребительских цен. Наша цель — дополнить официальную картину инфляции
Пожалуй, нет другого показателя в экономике, столь будоражащего умы, как инфляция. Трудно найти человека, который согласился бы с официальными цифрами роста цен, но надо понимать, какую огромную работу проводит Росстат, чтобы их получить.
Сначала формируется корзина — для этого ведомство ежеквартально исследует расходы домохозяйств на выборке в 48 тыс. респондентов и выбирает самые популярные товары и услуги. Чтобы попасть в корзину, на товар должно быть потрачено 0,1% или больше в расходах семей. Благодаря этому статистика остается актуальной: то, что вышло из обихода, уступает место тому, что пользуется спросом. Например, в Росстате говорят, что в 2025 году из списка были исключены отдельные виды неактуальных в настоящее время услуг связи и банков, зато добавлены сладкий перец и роботы-пылесосы.
Дальше рассчитывается удельный вес позиции в корзине: чем выше доля трат на определенный товар, тем больше вероятность, что он попадет в набор.
По итогу Росстат отслеживает цены более чем на 800 тыс. различных товаров и услуг более чем в 87 тыс. магазинов и сервисных организаций в 279 городах, где живет 35% городского населения страны. Схожие товары объединяются в группы («карамель», «макароны», «молоко» и пр.), благодаря чему изменение цены фиксируется не по одному продукту, а сразу по нескольким с одинаковыми свойствами и вычисляется среднее значение. Именно такой сложнейший путь формирования статистики позволяет использовать официальные индексы потребительских цен в различных областях госуправления, от определения денежно-кредитной политики (оставим сейчас за скобками вопрос адекватности таргета в 4%, установленного Банком России) до индексации социальных выплат, результатов судебных и антимонопольных споров и т. д.
Создать полноценный заменитель официальных индексов «в домашних условиях» нереально. Но отслеживание собственной корзины товаров и услуг позволяет дополнить официальную статистику — так сказать, навести увеличительное стекло на определенную, часто покупаемую группу товаров.
Кстати, сам Росстат в последние три года проводит эксперимент по привлечению альтернативных источников информации о ценах, в том числе административных данных, при формировании ИПЦ, хотя официальная инфляция по-прежнему рассчитывается традиционным способом — через регистрацию цен на прилавках и на сайтах магазинов. «Такой подход позволит специалистам ведомства проверить корректность встраивания административных данных на длительном временном промежутке и исключить риск неверной оценки показателя. Информация из альтернативных источников позволит расширить выборку наблюдения за ценами при расчете индекса потребительских цен и оптимизировать работу регистраторов цен», — заявляют в Росстате.
Собственный индекс текущей инфляции по 22 продовольственным товарам в московском «Ашане» уже десять лет ведет профессор Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС. В его корзину входят базовые овощи и фрукты, молочные продукты, курица, сахар, гречка. Отмечаются изменения цен за неделю, месяц и год к году. Отдельно фиксируется стоимость литра 92-го и 95-го бензина и дизельного топлива на двух московских АЗС «Роснефти». Этот индекс неизменно вызывает живой интерес как СМИ, так и финансового и экономического сообщества — как дополнение к индексам Росстата «с земли».
Известно, что наблюдаемая каждым человеком или домохозяйством инфляция обычно выше официальной. И тому есть целый комплекс объяснений, начиная с методики расчета показателей и заканчивая эмоциональными факторами: на повышение цен, особенно на их резкий рост, мы всегда реагируем сильнее, чем на стабильность.
При этом Банк России в своей ДКП опирается, помимо прочего, на такой показатель, как инфляционные ожидания, который формируется по результатам опросов граждан. Респондентов спрашивают, изменились ли, по их мнению, цены за последние 12 месяцев и как изменятся в будущем, а также просят уточнить диапазон изменений. Инфляционные ожидания традиционно выше официальных цифр по тем же причинам, по которым наша субъективная инфляция больше показателя Росстата. Возможно, ЦБ удобно иметь под рукой индикатор, который в любой момент можно использовать как аргумент для ужесточения ДКП. Но даже субъективную динамику цен проще отслеживать, фиксируя реальные изменения в своем еженедельном продуктовом наборе, чем опираясь на ощущения. Этому мы и хотим посвятить свои индексы.
Наши индексы построены по тому же принципу, что и индекс продовольственной инфляции профессора Абрамова: это еженедельно отслеживаемая редакцией стоимость реально совершенных покупок либо цены на полках и сайтах магазинов. Чтобы немного приблизиться к потреблению среднего класса, акцент сделан не на базовые, а на более дорогие и/или «необязательные» товары.
В наш индекс продовольственных товаров входят 18 позиций, среди которых лопатка говяжья без кости, кофе в зернах, филе индейки, десерты на основе йогуртов, зелень и т. д. В индексе непродовольственных товаров 16 позиций, в том числе уходовая и декоративная косметика, лекарства, корм для собак, бытовая химия, дизель и бензин. В индексе услуг — 17, включая стоимость проезда в общественном транспорте и цену парковки в Москве внутри ТТК, подписки, билеты в Третьяковскую галерею и консерваторию, медицинские услуги, стрижка и окрашивание волос, роллы и капучино навынос в кофейне рядом с редакцией. В сводный ценовой индекс входят все упомянутые позиции, причем в пропорции 27% услуги, 37% продукты и 36% непродовольственные товары — такую структуру расходов населения дает Росстат. Мы также попытались распределить веса наиболее логичным образом, увеличив их для важных или часто покупаемых товаров и уменьшив для тех, нужда в которых возникает редко.
Цифры фиксируются еженедельно — либо в ходе личных покупок, либо по информации с сайтов магазинов, маркетплейсов, сервисных точек, АЗС и т. д. Для продуктов и непродовольственных товаров берутся цены из гипермаркета «Глобус», магазинов «Чижик», «Пятерочка» и «Перекресток», с маркетплейсов Wildberries и Ozon. Для каждого товара — свой источник данных, который не меняется. Если на стоимость покупки повлияла скидка или акция — фиксируется окончательная стоимость. Разного рода акции настолько прочно вошли в наш обиход, что пытаться очистить от них цены нет смысла. В конце концов, потребителям важен реальный итог. Если цифра бралась с маркетплейса, то всегда учитывалась наименьшая.
Наш эксперимент стартовал в конце февраля и длится уже полных восемь недель. Соответственно, мы рассчитали динамику индексов продовольственных и непродовольственных товаров, услуг, а также сводный показатель за этот период. За два месяца общий ценовой индекс «Монокля» увеличился на 3,47%, то есть наблюдаемая нами инфляция составляет около 21% годовых. Быстрее прочего повышаются цены на продукты: индекс «Монокль продукты» взлетел на 4,48% (почти 27% годовых). «Монокль непродовольственные товары» рос не так быстро, прибавив за два месяца 3,06% (около 18% годовых). Индекс «Монокль услуги» поднялся всего на 2,63% (около 16% годовых). Возможно, дело в выбранной корзине, и в перспективе динамика индексов будет более показательной.
Все три индекса продемонстрировали резкое повышение во второй половине марта, а в апреле вышли на плато и даже немного снизились. В целом это согласуется с официальными данными. Комментируя 25 апреля решение по ставке, глава ЦБ Эльвира Набиуллина привела такие цифры: годовой уровень в марте был немногим более 10%, а текущие темпы роста цен замедлились примерно до 7% в пересчете на год.
Из наблюдаемых нами продуктов за последние два месяца сильнее всего подорожали морковь (+43,3%), творожный сыр Hochland (+23,7%) и нектар вишневый J7 (+18%). Однако три товара: яйца, шпинат и молоко — подешевели на 15–18%.
Среди непродовольственных позиций индекс тянули вверх лекарственный препарат «Кардосал» (+35,7%) и крем Bioderma Sebium Hydra (+21%). Снижение цены отмечалось у карандашей для бровей Vivienne Sabo и корма для собак Taormina Alpine Meadow (−10% и там, и там).
Из услуг подорожали только три позиции: поездка на такси (+14,5%), окрашивание волос (+16,7%) и капучино 250 мл навынос (+7,14%). Дефляции в этом индексе нет, в основном цены не менялись.
Что касается удешевления продовольственных товаров и «непродов», то оно по большей части объясняется сезонным и/или производственным фактором (как, очевидно, произошло с яйцами) либо акционной политикой и скидками. Тут, опять же, более показательной будет долгосрочная динамика.