Амбиции китайских автопроизводителей по освоению мировых рынков и роботизация личных транспортных средств стали лейтмотивом открывшегося недавно Шанхайского автосалона. А еще на выставке стало особенно заметным стремление поднять автомобили в околоземное пространство
Антропоморфный робот протягивает бутылку воды, потом, смешно стуча ножками, изображает подобие танца, вскидывает руки-щупальца и со звуком, напоминающим мяуканье, рисует в воздухе сердечко. Эту сцену сейчас можно увидеть на стендах открывшегося в Китае 21-го Шанхайского автосалона, на который съехались около 1500 компаний из 26 стран мира. Здесь сдернуты покрывала более чем с сотни новых и обновленных моделей авто; ожидается, что за 10 дней выставку посетит порядка 1,3 млн человек. Роботизация и использование искусственного интеллекта стали ключевой темой этого — теперь главного — мирового моторшоу (который чередуется с Пекинским автосалоном).
Ведущие автопроизводители в своей экспозиции старались подчеркнуть, что их продукция больше чем простое транспортное средство. Машины постепенно превращаются в роботизированный гаджет с электронными «мозгами», способный быть собеседником и помощником в повседневных делах. Да, множество систем по-прежнему зорко следят за безопасностью передвижения, предотвращая аварийные ситуации, — но теперь с четырехколесным другом можно еще и поговорить о погоде, последних новостях и местных достопримечательностях. Или обсудить планы на день, упомянув, что, например, хорошо бы купить кроссовки для старшего сына. В этом случае мультимедийная система исследует предложения ближайших магазинов с самыми выгодными ценами, уточнит наличие требуемого размера, прикинет удобный маршрут и, сверившись с расписанием владельца, предложит заехать в конкретное место, скажем, после визита в школу, так как выбранный магазин как раз по дороге. Примерно так рисуют будущее применение ИИ в автомобилях участники Шанхайской выставки, для подкрепления своих намерений украшая стенды робособаками, гуманоидными механизмами и прочими умными устройствами.
Сегодня примерно каждая третья произведенная в мире машина продается в КНР. Но местный рынок продолжает расти: по данным Китайской ассоциации производителей автомобилей (CAAM), в 2024 году в стране купили 31,4 млн новых авто — на 4,5% больше, чем годом ранее. По прогнозу CAAM, в ближайшем будущем динамика сохранится: в 2025 году объем реализации автомобилей прибавит еще 5%, достигнув 33 млн единиц. Цифры могут оказаться даже больше: по итогам марта, несмотря на глобальную экономическую турбулентность, китайский авторынок вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фундаментально потенциал авторынка Поднебесной связан с тем, что эта страна все еще сильно отстает по уровню автомобилизации населения: в рейтинге ООН она занимает 89-ю позицию с показателем 231 автомобиль на 1000 человек. Для сравнения: 1-е место принадлежит Сан-Марино (1600 авто на 1000 человек), на 8-м идет Финляндия (950), на 11-м — США (850), на 18-м — Италия (753), на 24-м — Япония (670), на 30-м — Германия (627). Россия числится на 69-й строчке (361 автомобиль). Замыкают рейтинг Египет (70) и Индия (57); последнее место досталось Северной Корее, где на 1000 человек приходится всего одна машина (см. график).
Продажи электрокаров в Китае за прошлый год увеличились на 35%, доля китайских марок на внутреннем рынке выросла до 65%, при этом объем экспорта в прошлом году вырос на 19% до 5,9 млн
Массовый автомобильный рынок в Китае исторически создавали ведущие мировые компании, которые с начала 1990-х активно строили здесь свои заводы. Но сейчас они утрачивают позиции: если, по данным СААМ, в 2020 году китайским автопроизводителям принадлежало всего 38% внутреннего авторынка, то по итогам 2024-го они сумели занять уже 65%.
Международная консалтинговая компания AlixPartners прогнозирует, что к 2030 году эта цифра вырастет минимум до 70%. В это охотно верится, если посмотреть на последние статистические данные: они говорят не в пользу иностранцев. Например, продажи японских марок Honda и Nissan по итогам первого квартала текущего года упали соответственно на 34 и 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Немецкий Volkswagen потерял 6%. А спрос на американскую Tesla только за март сократился на 22%.
Успех китайских брендов связан с успешным раскручиванием продаж в самом быстрорастущем сегменте — электрокаров, спрос на которые стимулируется государственными мерами поддержки. В 2024 году рост продаж автомобилей на электричестве в Китае составил 35%, а доля продаж чистых электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) на внутреннем рынке достигла 49%.
Такие компании, как BYD (два года назад она вышла на первое место в мире по выпуску электрокаров), успешно развивают производство за счет того, что им удалось сформировать полную цепочку выпуска компонентов для таких машин, включая батареи и магниты из редкоземельных металлов для электромоторов. В итоге китайские электрокары получаются дешевле, хотя по технологичности не уступают продукции прежних мировых лидеров.
Одновременно КНР наращивает продажи на внешних рынках: еще в 2023 году она обогнала Японию, считавшуюся крупнейшим экспортером автомобилей, и теперь увеличивает отрыв. Так, в 2024-м китайцы продали за рубеж 5,9 млн машин (+19%). По данным CAAM, в топ-10 входят компании Chery (1,14 млн единиц), SAIC (929 тыс.), Changan (536 тыс.), Geely (532 тыс.), Great Wall Motors (453 тыс.), BYD (433 тыс.), BAIC (274 тыс.), JAC (249 тыс.) и Dongfeng (246 тыс.). Из них наилучшую динамику относительно прошлого года показали BYD (+72%), Changan (+49%) и JAC (+46%).
Пока китайский автоэкспорт ориентирован на страны с развивающимися экономиками: Мексику, Бразилию, государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Но постепенно КНР подбирается и к развитым странам. Например, в Европе китайцы сейчас занимают 6% авторынка, но аналитики предсказывают, что в ближайшие несколько лет эта доля как минимум удвоится, прежде всего в сегменте электрокаров. В кулуарах автосалона много говорят о вероятности подписания соглашения между КНР и ЕС, согласно которому нынешние высокие тарифы снизятся. Одновременно китайские компании подступают к Европе со своими производственными проектами. Например, BYD уже строит заводы по выпуску электромобилей в Венгрии и Турции, а Chery запускает совместное предприятие по производству электрокаров в Испании.
Одной из обсуждаемых тем на Шанхайском моторшоу стала развязанная Дональдом Трампом тарифная война. Однако сложилось впечатление, что иностранные компании беспокоятся об этом больше, чем китайские. Например, в день открытия автосалона представители американской автоиндустрии написали открытое письмо президенту Трампу с призывом отменить высокие пошлины на импортные компоненты, так как многие из них производятся в КНР и их подорожание больно ударит по компаниям внутри США. А чуть ранее глава Tesla Илон Маск объявил, что из-за тарифной войны не только упали продажи его продукции, но и замедлилось внедрение передовых технологий. Например, итогом введенных Китаем ограничений на поставки за рубеж редкоземельных магнитов стала приостановка производства гуманоидного робота Optimus, который уже в этом году должен был начать работу на предприятиях Tesla.
Активное развитие китайских автомобильных компаний привело к ужесточению конкурентной борьбы между ними. Авторынок Поднебесной все еще характеризуется раздробленностью и только поворачивает в сторону консолидации. По подсчетам AlixPartners, в КНР сейчас более 160 автомобильных брендов, из них только 10% (BYD, Chery, Geely, Great Wall Motors) имеют долю рынка выше 2%. То есть полторы сотни марок балансируют на грани выживания, пытаясь найти свою нишу и предложить потребителю уникальные продуктовые характеристики, что особенно заметно на нынешнем Шанхайском автосалоне.
Например, компания Nio представила новый бренд Firefly («Светлячок»). Под таким именем в Китае начинают выпускать заднеприводные электрические хетчбэки с броским дизайном, запасом хода на 420 км и ценой, эквивалентной 1,6 млн рублей.
Однако и крупные компании играют на том же поле. Еще более доступную цену пытается предложить BYD — у новой модели этой марки, седана Seal 05 DM-i, розничная стоимость в пересчете на рубли начинается с отметки 1,2 млн. При этом ставка здесь делается на гибридную конструкцию: силовая установка состоит из турбированного бензинового мотора объемом 1,5 л и мощностью 101 л. с., батареи и 163-сильного электромотора. На чистом электричестве запаса хода хватит на 90 км, расход бензина в смешанном цикле — 2,95 л на 100 км.
При этом китайские новинки демонстрируют хорошее оснащение высокотехнологичными опциями. Например, представленный на выставке GAC Aion V на внутреннем рынке стоит 130 тыс. юаней (1,56 млн рублей), Но зато его запас хода составляет до 750 км, а после 15-минутной зарядки он может проехать еще 370. Кроме того, кроссовер оснащен 11 камерами, пятью радарами миллиметрового диапазона и 12 ультразвуковыми, у него есть отличная мультимедийная система с 14,6-дюймовым сенсорным экраном, качественной акустикой и сабвуфером.
Впрочем, развитие электрической мобильности не означает, что китайцам неинтересны другие рыночные ниши, в том числе связанные с брутальными внедорожниками. Например, громкой премьерой на стенде компании Great Wall Motors стала презентация самого мощного двигателя внутреннего сгорания на традиционном топливе — нового восьмицилиндрового четырехлитрового мотора V8 Biturbo, который развивает более 500 л. с. Представители компании обещают начать устанавливать его на ряд моделей проходимых рамных внедорожников, которые появятся в том числе и в РФ.
Большинство китайских автомобильных марок работают сейчас в убыток: из 160 автомобильных брендов на внутреннем рынке КНР только 10% (BYD, Chery, Changan, Geely, Great Wall) имеют рыночную долю выше 2%
О важности российского рынка для китайского автопрома на выставке рассуждали многие. Например, представители Changan заявили, что концерн намерен расширить модельный ряд своих премиальных электрокаров Avatr и начать официальные поставки этого впервые показанного в Шанхае автомобиля уже в 2025 году. Avatr построен на платформе CHN, которая является совместной разработкой Changan, китайского хайтек-гиганта Huawei и производителя батарей CATL. Новый седан может быть как полностью электрическим, так и гибридным; в первом случае запас хода от одной заправки составит 650 км, во втором — 1080. В салоне новинки установлено пять встроенных экранов (включая 35,4-дюймовый дисплей приборной панели), все зеркала заднего вида — цифровые, изображение с них транслируется на внутренние дисплеи. Avatr 06 также оснащен функцией внешнего предупреждения водителей и пешеходов о совершении маневра, например выезда с парковки.
Помимо этого Changan объявил, что в течение ближайшего года официально начнет продавать в России три новые модели под брендом Deepal. Это гибридный кроссовер S07, гибридный внедорожник G318 и автомобиль-трансформер E07, который выделяется необычным багажником: его верхняя часть нажатием клавиши отъезжает вверх, превращая кузов в подобие пикапа, приспособленного для транспортировки габаритного груза. А еще на передней части автомобиля размещен модный нынче в Китае фронтальный дисплей, где можно выводить какое-нибудь послание типа пожелания хорошего дня для других участников дорожного движения.
Стенды иностранных компаний на Шанхайском салоне выглядели не так ярко, как китайские. Хотя мировые автогиганты не собираются сдаваться: например, немецкий Volkswagen заявил, что к 2027 году намерен вывести на местный рынок целых 30 новых моделей. Часть из них была представлена на выставке — это новые электрокары семейства ID, в том числе большой флагманский кроссовер ID.Evo, седан ID.Aura и кроссовер ID.Era.
Mercedes-Benz показал концепт роскошного минивэна на электрическом ходу Vision V с элементами отделки салона, выполненными из хрусталя, полированного алюминия и дорогой кожи. Помимо прочего здесь на боковые стекла изнутри с помощью встроенных проекторов можно выводить трехмерные изображения, а столик автоматически подстраивается под положение сидений.
Интересный маркетинговый ход продемонстрировала Audi. Специально для китайского рынка компания запускает новый суббренд с таким же названием, но без привычного логотипа (как сказано в рекламных буклетах, Audi для КНР будет с четырьмя буквами, а не с четырьмя кольцами). Новая модель Audi E5 Sportback — чистый электрокар мощностью 787 л. с., с запасом хода от одной зарядки 770 км (при этом пополнить заряд на дистанцию 370 км можно за 10 минут) — имеет 29 встроенных камер и датчиков, благодаря которым способен распознавать на дороге светофоры и пешеходов.
На Шанхайском автосалоне свои аэромобили представили компании Chery, Changan, GAC, Hongqi, Xpeng. К 2030 году китайский рынок электрических летательных аппаратов, работающих на низких высотах (eVTOL), прогнозируется на уровне 85 тыс. в год
BMW представила концепт Vision Driving. Кузов этой машины окрашен специальной люминесцентной краской со светочувствительными пигментами, которые поглощают солнечный свет и отдают его в темноте. Еще у автомобиля ночью светятся колеса: при ускорении они становятся зелеными, когда машина тормозит — оранжевыми, а при рекуперации энергии (зарядке батарей при торможении) — синими.
Интересно, что в этом году многие европейские марки старались подчеркнуть свою историю: на стендах они выставили коллекцию популярных когда-то моделей, намекая, что китайские бренды не могут похвастаться так называемым heritage — богатым наследием. Но прошлое прошлым, а надо смотреть в будущее. И реальность такова, что некоторые обладающие богатым наследием мировые марки уже начинают использовать китайские решения. Например, дебютировавший в Шанхае новый электрический кроссовер Mazda EZ60 построен на модульной платформе Changan и будет выпускаться силами совместного предприятия Changan Mazda.
На моторшоу было особенно заметно, как производители стремятся оснастить автомобили технологиями искусственного интеллекта. Многие объявили об интеграции встроенных систем с набирающей популярность китайской нейросетью DeepSeek. Некоторые компании пошли еще дальше: в частности, Geely планирует развивать для своей продукции собственное ИИ-решение Xingrui AI.
Искусственный интеллект сегодня используется все шире. Он анализирует поведение водителя, подстраивая развлекательный контент под его настроение и вкусы, помогает совершать покупки и планировать маршрут на день или рассказывает о красотах за окном.
Но все же прежде всего ИИ нацелен на повышение безопасности езды. Например, представители марки Aito (детище автопроизводителя Dongfeng в сотрудничестве с Huawei) заявили, что машинное зрение модели распознает пешеходов, других участников движения и различные препятствия, включая нестандартные. По их словам, эта система установлена уже на 680 тыс. автомобилей по всему миру и помогла избежать свыше 1,5 млн аварий.
Китайские машины находятся в шаге от запуска полностью роботизированного вождения. Но пока развитие этого направления затормозилось из-за случившегося накануне инцидента с новым электрическим спорткаром Xiaomi SU7: он на большой скорости врезался в ограждение, поставленное при ремонте дороги, в результате чего погибли три девушки. Сейчас идет строгое разбирательство с участием регулятора, который выясняет, был ли в момент аварии включен режим автономного управления. Представители китайской автоиндустрии демонстрируют готовность к сотрудничеству: в частности, компания Geely объявила, что построит специальные полигоны для отработки беспилотных технологий, а марка XPeng сообщила о планах запуска специального обучающего центра, где любой желающий сможет потренироваться в использовании роботизированных функций.
Помимо широкого набора ИИ-решений в этом году в Шанхае было как никогда много автомобилей, способных летать. Например, компания Hongqi устроила на своем стенде премьеру электрокара Tianlin 1, который в нужный момент может подняться в воздух, преодолев над поверхностью земли более 200 км со скоростью 150 км/ч от одной зарядки. Марка XPeng, со своей стороны, выкатила аэромобиль AeroHT, GAC — модель для полетов GOVE. Машины, приспособленные для полетов, также можно потрогать руками на стендах Changan и Chery. Все они относятся к классу так называемых eVTOL — электрических летательных аппаратов, работающих на низких высотах. Ряд специалистов предсказывают, что к 2030 году в Китае рынок таких околоземных машин может достигнуть 85 тыс. в год. Дело за тем, чтобы отрегулировать правила их использования и обеспечить безопасность.