Индекс промышленных прогнозов в апреле потерял четыре пункта. Минэкономразвития России прогнозирует рост ВВП в 2025 году на 2,5%
Промышленное производство по итогам первого квартала выросло на 1,1% в годовом выражении, в том числе в марте — на 0,8% к марту 2024 года, сообщил Росстат.
Альтернативные оценки промышленной динамики от ЦМАКП и института «Центр развития» (ЦР) НИУ ВШЭ говорят о постепенном переходе промышленности от стагнации к рецессии.
«Данные за первые месяцы 2025 года показывают признаки начала промышленного спада, особенно отчетливо проявившиеся по итогам марта, — считает Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли ЦР. — Изменение тенденции промышленного производства обусловлено динамикой обрабатывающих производств: здесь с начала текущего года наблюдается спад».
В большинстве видов деятельности обрабатывающих производств в последние месяцы наблюдается снижение выпуска с поправкой на сезонность или его стабилизация, констатирует Владимир Бессонов. Это относится как к тем видам деятельности, в которых произошло полное или частичное посткризисное восстановление после спада весны 2022 года, так и к бенефициарам кризиса, продемонстрировавшим значительное превышение докризисных объемов производства.
Спад объемов выпуска наблюдается в производстве пищевых продуктов, напитков, одежды, обработке древесины и производстве изделий из дерева, резиновых изделий, железнодорожных локомотивов и подвижного состава, мебели (здесь серьезный спад не прекращается с начала 2024 года), ювелирных изделий. «Особо настораживает начавшийся в ноябре спад производства автотранспортных средств, которое, похоже, стало жертвой борьбы с инфляцией. Заметим, что в последние месяцы снижается производство в том числе потребительских товаров», — говорит Бессонов.
Надо отметить, что оценки промышленного роста от ЦР с середины 2022 года расходятся с официальными, которые показывают заметно более оптимистичную картину. Впрочем, официальный индекс промышленного производства тоже демонстрирует прекращение подъема и начало спада, хотя и на несколько более высоком уровне. Эти расхождения обусловлены в значительной мере тем, что оценки ЦР в существенно меньшей степени учитывают производство вооружений и военной техники, которое значительно растет в последние годы.
«Завершение фазы интенсивного посткризисного подъема совершенно естественно. Так бывает после каждого российского кризиса, — поясняет Владимир Бессонов. — На этот раз помимо обычного восстановления быстрый рост был обусловлен еще и вынужденным импортозамещением, спросом в интересах проведения СВО, мерами поддержки населения и бизнеса, а также перераспределением потребительского спроса в пользу внутреннего рынка. Прекращение промышленного подъема означает, что потенциал этих факторов исчерпан. Вместе с тем это не может объяснить полную остановку роста производства. Видимо, в последние месяцы все сильнее сказывается действие мер по охлаждению спроса в экономике».
Сергей Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН обнародовал результаты апрельских прогнозов промышленных предприятий. Индекс промышленных прогнозов снизился на четыре пункта и в результате вернулся на уровень декабря 2024 года — к худшему значению этого показателя с сентября 2022-го. Негативная динамика сводного индекса определялась снижением всех планов и прогнозов предприятий, используемых при его построении.
Прогнозы спроса, уверенно росшие в начале текущего года и готовые уже выйти на лучшие значения периода СВО и санкционной войны, в апреле потеряли пять пунктов оптимизма и почти вернулись на нулевой уровень, до которого остался символический один пункт.
Планы выпуска российской промышленности вслед за прогнозами спроса подверглись в апреле негативной корректировке, потеряв четыре пункта из восьми, набранных за предыдущие четыре месяца.
Минэкономики России внесло в правительство проект сценарных условий прогноза социально-экономического развития на 2026–2028 годы. На основе этого документа будут формировать параметры федерального бюджета на очередное трехлетие. Оценка роста ВВП на 2025 год заявлена на уровне 2,5%, что существенно ниже уточненной недавно Росстатом оценки прошлого года (+4,3%). Немногим выше оценена динамика промышленного производства: прирост на 2,6% в 2025 году против +4,6% в 2024-м. Крайне консервативно МЭР оценивает динамику инвестиций. Согласно свежей прогнозной оценке, они вырастут в текущем году лишь на 1,7% против прироста на 7,4% в прошлом году.
Актуальные оценки 2025 года от ИНП РАН более оптимистичны. Согласно последней версии прогноза, от 7 апреля, ВВП в текущем году вырастет на 3,1%, а промышленное производство — на 3,4%. Однако за два месяца с середины февраля прогнозные оценки скорректировались вниз довольно существенно: в версии прогноза от 13 февраля ожидался рост ВВП на 3,5%, а рост промышленного выпуска — на целых 6%, но затем анализ свежей российской макростатистики, а также объявление Дональдом Трампом мировой тарифной войны заставили экономистов пересмотреть свое видение ближайшей перспективы.
Единственной ноткой оптимизма можно считать явное торможение потребительской инфляции в последние недели: сезонное удешевление плодоовощной продукции отменить трудно.