Правой и левой руке пора договориться

Читать на monocle.ru

От Ильинки, где расположен Минфин Российской Федерации, до Неглинной, где находится Банк России, можно дойти за 11 минут, сделав чуть больше полутора тысяч шагов.

Но между бюджетной и денежно-кредитной политикой, которую проводят эти два ведомства, лежит пропасть, которая ширится весь последний год. Рекордная ключевая ставка привела к тому, что расходы бюджета серьезно выросли — прежде всего на субсидии по льготной ипотеке, а также на обслуживание госдолга. Дефицит сам по себе не страшен, он спокойно будет покрыт новыми выпусками ОФЗ, — но вот ставка по этим выпускам будет давить на бюджет еще несколько лет. Однако это не обсуждается в правительстве: Банку России никто не указ, повлиять на него нельзя.

Раньше самым безотказным решением была девальвация: каждый лишний рубль за доллар давал бюджету десятки миллиардов рублей дополнительных доходов. Но теперь с нашим фрагментированным и не имеющим свободного сообщения с зарубежной финансовой системой валютным рынком это невозможно. Правительство ждет ослабления рубля в этом году, и скоро мы увидим, произойдет ли оно на самом деле.

Если нельзя воздействовать на ЦБ доводами разума, есть и еще одно решение — отвязать ключевую ставку от других ставок в экономике. При нормальном положении дел она является ориентиром для других ставок, в первую очередь по государственным заимствованиям. К примеру, ставка ЕЦБ сейчас 2,4%, доходность десятилетних облигаций Германии около 2,5%. Ставка ФРС — 4,25‒4,50%, и госдолг США располагается вокруг этого диапазона, а ставка по десятилетним бумагам колеблется примерно в пределах 4,2‒4,3%.

Но посмотрите, что происходит у нас: ключевая ставка 21%, а десятилетние ОФЗ торгуются под 15,6%. На последних четырех аукционах новые выпуски ОФЗ выкупались с доходностью 16‒16,4% годовых. Мы не знаем точно, в чем причина такого разрыва, но, скорее всего, Минфину удалось заставить крупнейшие госбанки, основных покупателей на аукционах, пойти на компромисс: те дают государству занять по хоть сколько-нибудь приемлемой цене, но и сами не остаются внакладе, фиксируя для себя на длительный срок чрезвычайно высокую доходность, плюс в перспективе они еще и заработают на росте цены ОФЗ.

По-хорошему, Минфину давно пора жестче взяться за банки, где он как представитель государства присутствует в наблюдательных советах, и убедить их в интересах государства поумерить аппетиты. Будем честны: именно крупные банки с госучастием зарабатывают на льготной ипотеке и ОФЗ, и именно в их прибылях оседают те самые триллионы, которые бюджет тратит на субсидии.

При этом основной источник доходов для бюджета — потребители и производственный сектор, мы как страна давно не живем на нефтяную ренту. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в этом году будет меньше четверти. Но «поставщики» ненефтегазовых налогов оказались под двойным прессом: налоговой реформы и сверхжесткой денежно-кредитной политики — и уже начинают сдавать. Зачем продолжать перераспределять деньги через бюджет от них финансовому сектору?

В апреле индекс промышленных прогнозов снизился на четыре пункта и вернулся на уровень декабря 2024 года — к худшему значению этого показателя с сентября 2022-го. Прогнозы спроса, уверенно росшие в начале текущего года и готовые уже выйти на лучшие значения периода СВО и санкционной войны, в апреле потеряли пять пунктов оптимизма и почти вернулись на нулевой уровень. ВВП за первый квартал 2025 года может впервые с 2022-го показать снижение к предыдущему кварталу, и в целом экономика из-за действий ЦБ ощутимо замедляется. В этих условиях Минфин может в итоге недосчитаться и ожидаемых ненефтегазовых доходов — и это будет гораздо опаснее, чем падение нефти, которым нас пугают которую неделю.