Согласно неписаной традиции, в последние десятилетия американские президенты совершали свой первый визит в Великобританию, тем самым подчеркивая особые, очень близкие, отношения двух стран.
Но времена изменились, старые обязательства в рамках атлантизма уже почти ничего не стоят, и президент США Дональд Трамп еще два месяца назад объявил, что совершит свой первый визит в Саудовскую Аравию, если та вложит в американскую экономику триллион долларов. Однако Эр-Рияд продолжил настаивать на более скромной сумме — 600 млрд долларов в течение четырех лет — и Трамп согласился нанести визит «со скидкой». США и Саудовская Аравия заключили ряд контрактов, в частности на поставку американских вооружений на сумму 142 млрд долларов, и инвестиционные соглашения о вложении 80 млрд в американские передовые технологии.
Находясь в Саудовской Аравии, Дональд Трамп также провел встречу с временным президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа, который ранее был объявлен США в розыск в качестве террориста, и согласился снять с Сирии санкции, введенные еще при президенте страны Башаре Асаде. Ахмед аш-Шараа остается руководителем группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана террористической в России и в США), название которой переводится как «Организация освобождения Леванта», а Левант — это как минимум территория современных Сирии, Иордании, Ливана и Израиля. Тель-Авив рассматривает «Хайят Тахрир аш-Шам» в качестве угрозы, и израильская армия уже неоднократно наносила удары по ее военным базам.
Спонсором захвата группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» Сирии выступила Турция, но сегодня за контроль над новыми сирийскими властями активно борются Франция и Саудовская Аравия. За неделю до ближневосточного турне Трампа президент Франции Эммануэль Макрон принимал в Париже Ахмеда аш-Шараа, а на днях французский лидер назвал позором политику Израиля в секторе Газа. Очевидно, что Трамп хочет склонить сирийские власти к сотрудничеству с более лояльной Израилю Саудовской Аравией.
Примечательно, что в ходе своего ближневосточного турне президент США не посетил самого близкого союзника — Израиль. Бытует мнение, что испортились личные отношения Дональда Трампа с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Глава Белого дома недоволен тем, что Израиль не реализовал его угрозы в адрес ХАМАС, когда группировка отказалась освобождать всех израильских заложников без предварительных условий. Однако нежелание Трампа посещать Израиль продиктовано нежеланием признавать ответственность за провал его собственных противоречивых планов в отношении этой страны. Сначала Трамп настаивал на установлении перемирия в секторе Газа, потом требовал уничтожить ХАМАС (чего ЦАХАЛ не смог сделать за полтора года), а затем выдвинул идею о переселении всех палестинцев из сектора Газа в другие страны. Кроме того, Трамп возобновил военную операцию против йеменских хуситов, продолжающих обстреливать суда в Красном море и территорию Израиля. Однако как американская армия не смогла победить хуситов с помощью воздушных ударов при президенте США Джо Байдене, так она оказалась бессильной и при Дональде Трампе. Но начинать сухопутную операцию в Йемене, грозящую большими потерями американских солдат, Трамп не захотел и поспешил объявить о победе над хуситами, но те продолжают обстреливать Израиль.