Ближневосточное турне Трампа

Трампу отказали в триллионе, пришлось согласиться на 600 миллиардов
Читать на monocle.ru

Согласно неписаной традиции, в последние десятилетия американские президенты совершали свой первый визит в Великобританию, тем самым подчеркивая особые, очень близкие, отношения двух стран.

Но времена изменились, старые обязательства в рамках атлантизма уже почти ничего не стоят, и президент США Дональд Трамп еще два месяца назад объявил, что совершит свой первый визит в Саудовскую Аравию, если та вложит в американскую экономику триллион долларов. Однако Эр-Рияд продолжил настаивать на более скромной сумме — 600 млрд долларов в течение четырех лет — и Трамп согласился нанести визит «со скидкой». США и Саудовская Аравия заключили ряд контрактов, в частности на поставку американских вооружений на сумму 142 млрд долларов, и инвестиционные соглашения о вложении 80 млрд в американские передовые технологии.

Находясь в Саудовской Аравии, Дональд Трамп также провел встречу с временным президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа, который ранее был объявлен США в розыск в качестве террориста, и согласился снять с Сирии санкции, введенные еще при президенте страны Башаре Асаде. Ахмед аш-Шараа остается руководителем группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана террористической в России и в США), название которой переводится как «Организация освобождения Леванта», а Левант — это как минимум территория современных Сирии, Иордании, Ливана и Израиля. Тель-Авив рассматривает «Хайят Тахрир аш-Шам» в качестве угрозы, и израильская армия уже неоднократно наносила удары по ее военным базам.

Спонсором захвата группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» Сирии выступила Турция, но сегодня за контроль над новыми сирийскими властями активно борются Франция и Саудовская Аравия. За неделю до ближневосточного турне Трампа президент Франции Эммануэль Макрон принимал в Париже Ахмеда аш-Шараа, а на днях французский лидер назвал позором политику Израиля в секторе Газа. Очевидно, что Трамп хочет склонить сирийские власти к сотрудничеству с более лояльной Израилю Саудовской Аравией.

Примечательно, что в ходе своего ближневосточного турне президент США не посетил самого близкого союзника — Израиль. Бытует мнение, что испортились личные отношения Дональда Трампа с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Глава Белого дома недоволен тем, что Израиль не реализовал его угрозы в адрес ХАМАС, когда группировка отказалась освобождать всех израильских заложников без предварительных условий. Однако нежелание Трампа посещать Израиль продиктовано нежеланием признавать ответственность за провал его собственных противоречивых планов в отношении этой страны. Сначала Трамп настаивал на установлении перемирия в секторе Газа, потом требовал уничтожить ХАМАС (чего ЦАХАЛ не смог сделать за полтора года), а затем выдвинул идею о переселении всех палестинцев из сектора Газа в другие страны. Кроме того, Трамп возобновил военную операцию против йеменских хуситов, продолжающих обстреливать суда в Красном море и территорию Израиля. Однако как американская армия не смогла победить хуситов с помощью воздушных ударов при президенте США Джо Байдене, так она оказалась бессильной и при Дональде Трампе. Но начинать сухопутную операцию в Йемене, грозящую большими потерями американских солдат, Трамп не захотел и поспешил объявить о победе над хуситами, но те продолжают обстреливать Израиль.

Во время визита в Катар был заключен ряд экономических контрактов и высказано намерение произвести инвестиции на общую сумму 1,2 трлн долларов. В частности, катарская авиакомпания Qatar Airways объявила о намерении купить 210 дальнемагистральных самолетов Boeing 787 Dreamliner и 777X на общую сумму 96 млрд долларов.

А по итогам визита в Объединенные Арабские Эмираты Трамп объявил, что эта страна вложит в американскую экономику 1,4 трлн долларов в течение ближайших десяти лет. Стало известно, что ОАЭ планирует до 2027 года закупить более миллиона чипов Nvidia для развития технологий искусственного интеллекта.

Можно предположить, что не все заявленные инвестиционные планы будут реализованы, но через несколько лет об этом уже никто и не вспомнит. Трамп отчаянно хотел продемонстрировать, что он делает Америку снова великой, и арабские страны пошли ему навстречу, пообещав три триллиона долларов. И в качестве пиар-акции первый зарубежный визит 47-го президента США прошел очень успешно.