Ездить только на отечественных автомобилях с шашечками теперь предписывает закон о требовании к уровню локализации авто, используемых в качестве легковых такси, который вопреки сопротивлению таксомоторной отрасли был принят во втором и третьем чтениях Госдумой.
Инициатором нормативного акта считается АвтоВАЗ, добившийся принятия закона в первом чтении еще в январе прошлого года, сейчас же он утвержден почти в первоначальной версии, хотя и с некоторыми послаблениями.
Согласно новому закону, с 1 марта 2026 года официально ставить шашечки можно лишь на машины, включенные в специальный реестр такси. Право попасть туда предоставлено моделям с высоким уровнем локализации, а именно имеющим 3200 баллов (степень локализации, определяемая Минпромторгом России) или же выпущенным на автопредприятиях, которые заключили с регулятором специнвестконтракт (СПИК) в 2022–2025 годах.
Послабление заключается в том, что не только таким машинам из Тольятти, как Lada Vesta, Granta, Aura, Largus, теперь разрешено работать в такси. Под новые требования может подпасть и ряд выпускаемых в России моделей китайских брендов. Это, например, собираемые на калининградском «Автоторе» машины марок Kaiyi, SWM, BAIC или производимые в столице «Москвичи», под Липецком — электромобили Evolute, в Калуге — машины Tenet.
Однако упомянутые бренды погоду на авторынке не делают. Новый закон казуистически убрал из числа конкурентов продукцию самого значимого в России предприятия китайского автопрома — завода Haval под Тулой, самого серьезного соперника АвтоВАЗа: по итогам прошлого года реализация автомобилей Haval в России составила 190,6 тыс., это почти половина от числа проданных в стране машин Lada (436 тыс.). Но завод Haval заключил СПИК ранее 2022 года, а по баллам локализации выпускаемые здесь машины недотягивают до нужного уровня, и, таким образом, самый сильный в России китайский автомобильный бренд не вписывается в вираж возможности получить право на извоз пассажиров.
Текущий размер таксопарка в России довольно значим: по данным Общественного совета по развитию такси, в нем сейчас насчитывается порядка 700 тыс. автомобилей, что номинально составляет почти половину годовых продаж новых машин на российском рынке (1,6 млн по итогам прошлого года). Однако новый закон не требует в одночасье заменить все автомобили с шашечками в стране. Таксисты будут иметь право ездить на своих старых машинах, просто с весны следующего года обновлять автопарки необходимо будет локализованными машинами (исключение сделано для Калининградской области и Сибирского федерального округа: до 1 марта 2028 года — и для Дальнего Востока: до 1 марта 2030-го). Таким образом, речь может идти об объеме реализации для нужд такси порядка 50 тыс. автомобилей в год, что станет существенным подспорьем для АвтоВАЗа — более 10% его годового выпуска.
Для таксомоторной же отрасли вступление в силу нового закона окажется болезненным ударом. Таксисты, которые и без того в последнее время переживают давление множества проблем: стремительного удорожания автомобилей, их обслуживания, топлива, страхования, нехватки кадров, ужесточения условий агрегаторов, — называют новый закон катастрофой. Они говорят, что серьезно подорожавший модельный ряд АвтоВАЗа как минимум не способен отвечать требованиям пользователей тарифов «Комфорт» и «Бизнес». Кроме того, машины Lada недостаточно надежны, широкое использование таких авто приведет к дополнительным затратам, и таксисты будут вынуждены перекладывать их на потребителей.
Аналитики предупреждают: вступление в силу нового закона заставит уйти в тень существенную часть таксомоторного бизнеса. Например, Аналитический центр при Правительстве РФ прогнозирует, что вступление в силу нового закона в текущей редакции лишит отрасль до 507 тыс. водителей, или около 51% от их текущего числа. Участники рынка и аналитики призывают смягчить меры нового закона, например допустив для использования такси хотя бы все машины, собираемые на территории нашей страны.