«Росатом», ОСК, «Ростех» — все больше крупных и государственных компаний публично заявляют о проблемах с источниками долгосрочного финансирования крупных стратегических для страны проектов.
А свежая схема финансирования многострадального проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург выглядит так: 18% проекта под низкую ставку с использованием ФНБ, остальное — под текущую ключевую плюс 3%. И все это как минимум на двадцать лет. Как бы ни вела себя ключевая ставка на этом долгосрочном периоде, 1,7 трлн необходимых инвестиций в итоге увеличатся кратно. И проект станет золотым.
Казалось бы, гигантская доля государства в экономике должна была решить вопрос инвестиций в крупные государственные проекты. Но этого не происходит. Госбанки ведут себя как абсолютно рыночные игроки: хотят низких рисков и высоких доходностей. Институты развития полностью зависимы от бюджета и тех же госбанков. В результате все ложится на бюджет, приобретая самые уродливые формы: кредиты и лизинг даются заемщикам под относительно низкие проценты, а ставка щедро субсидируется бюджетом. В результате мы получаем как минимум «два зла»: долг бюджета перед банками оказывается пропорциональным инвестиционной активности, и к тому же деньги, которые в итоге попадают в инвестиции, зачем-то проходят круг обслуживания банками и чиновниками, создавая дополнительные расходы на содержание соответствующих аппаратов. С точки зрения макроэкономики такое обременение бюджета — это очень плохо. Единственным источником пополнения бюджета являются налоги. А такая цепочка проблем вызывает естественное желание увеличить налоги. В то же время рост налогов всегда плохо сказывается на экономическом росте и, в частности, по некоторым расчетам (об этом мы напишем уже в следующем номере), стал одной из причин нынешнего замедления экономики. Короче говоря, схема «стратегический проект — госбанк — субсидии бюджета» тяжела для экономики страны.
Сторонники простоты говорят: «Давайте не городить огород и финансировать все из бюджета напрямую». Возможно, это будет чуть экономнее по сравнению с субсидированием ставок, но в целом идея придерживаться рыночной логики в организации финансирования имеет смысл, так как просто бюджетное финансирование напрочь лишено системных оценок адекватности бизнес-планов проектов. И в этом случае мы можем столкнуться с неадекватным ростом расходов по причине неконтролируемой себестоимости или, наоборот, слишком зажатой себестоимости и невозможности реализовать проект, что тоже сплошь и рядом бывает. Плюс к этому все свалить в бюджет — значит сделать большой шаг к плановой экономике, у которой куча своих издержек, да никто к ней и не готов.
Так что желательно искать рыночный механизм финансирования больших стратегических проектов. И тут вспоминаются идеи рынка инфраструктурных облигаций, инфраструктурной ипотеки или хотя бы просто рынка ипотечных бумаг — всем этим идеям много лет, но они никак не реализуются. Однако не надо ставить на них крест. Сейчас сложились хорошие предпосылки для разработки и внедрения такого механизма.
Во-первых, за последние три года сначала выросли реальные доходы населения, потом ставки, а потом и депозиты. Сегодня депозиты населения составляют 42 трлн рублей. А депозиты юрлиц — 60 трлн. Конечно, все эти деньги находят себе применение в виде кредитов, выдаваемых банками, их операций на облигационном и фондовом рынках, но люди привыкли к хорошим доходностям по депозитам, а они стали стремительно падать. 20% уже не будет, скорее всего, никогда. Очень скоро и 12% станут недоступны. Физлица будут искать, куда вложить деньги. Почему бы не предложить им облигации, условно, ВСМ Москва — Санкт-Петербург под 6‒8% годовых лет на десять? Да еще и под гарантии государства. Вы скажете: 6‒8% тоже много. Конечно. Но это будет только первый шаг. Первый пул облигаций будет таким, потом, по мере снижения всех ставок, можно будет выпускать более дешевые для заемщика бумаги.
В чем здесь стратегические плюсы? Растет широта облигационного рынка. Есть из чего выбрать. Рынок становится более ликвидным и все более привлекательным для инвесторов. Доходы по облигациям будут оседать у населения. Оно будет богатеть и нести деньги на потребительский рынок, разогревая экономику. Бюджет будет свободен от текущих расходов на инвестиции. И наконец, немаловажное значение имеет и публичная форма проектов. Одно дело выпросить деньги у бюджета и совсем другое — иметь публичный облигационный заем.
Вы не верите, что люди на это купятся? Но вот реальность: при всем скепсисе относительно народных облигаций целевые выпуски регионов на «Финуслугах» (например, на закупку электробусов в Москве) раскупаются хорошо.
Конкретные шаги по организации таких выпусков, схем участников, андеррайтеров в этой короткой статье представить невозможно. Да мы в этом и не специалисты. Однако как физлица — потенциальные инвесторы смеем уверить: время пришло.