Такси: удар по монополизации

«Икс Кар» намерен разрушить моно полию «Яндекс такси»
Читать на monocle.ru

О выходе на столичный рынок такси объявил сервис «Икс Кар», который ставит перед собой задачу разрушить почти монопольное положение агрегатора «Яндекс».

Цифровая платформа для обслуживания поездок на такси «Икс Кар» была запущена в 2022 году и сейчас работает в 14 российских регионах, среди них Краснодарский край, Кировская и Архангельская области, Камчатский край. По официальным данным, к сервису к настоящего времени подключены более 43 тыс. водителей, которые совершили свыше 1,7 млн поездок в 31 городе и заработали в общей сложности с момента начала работы сервиса 347 млн рублей.

Сейчас «Икс Кар» объявил о разворачивании своей деятельности в Москве — наиболее привлекательном для услуг такси российском регионе, где, по разным оценкам, ежедневно на автомобилях с шашечками передвигаются более миллиона человек. Новый агрегатор позиционирует себя как антипод сервису «Яндекс Go», который во многих регионах занял почти монопольное положение, например в Москве его доля оценивается в 96%.

Агрегатор «Яндекса» давно критикуют за непрозрачное ценообразование, когда алгоритмы формирования цены могут несправедливо завышать стоимость поездок. Пользователи вспоминают, что во времена, когда «Яндекс» боролся со своими конкурентами, цены на поездки были гораздо доступнее. Со стороны водителей также часто слышатся претензии по поводу высоких комиссий агрегатора. Сейчас в тарифе «эконом» она может достигать 22–24%, а в «комфорте» — 27%. Участники рынка считают, что несправедливо отдавать почти четверть выручки цифровой платформе. Периодически таксисты проводят акции протеста против такого неправомерного, по их мнению, ценообразования; последние прошли в начале текущего года в Екатеринбурге и ряде других городов.

Федеральная антимонопольная служба периодически обещает разобраться с монопольным, по сути,  положением «Яндекса» на рынке такси, но пока только грозит одной из ведущих российских IT-компаний пальцем. На деле же ужесточаются меры регулирования против самих таксистов, например в мае был принят противоречивый закон об обязательном использовании в такси локализованных в России автомобилей.

Руководство «Икс Кара» обещает более лояльные условия использования своего сервиса. «Участники отрасли, владельцы таксопарков и водители полностью потеряли контроль над ценообразованием, тарифной политикой и размером комиссии, они никак на это не влияют. Есть компания, которая монополизировала трафик пассажиров, и теперь она решает, по какой цене им нужно работать, какую комиссию платить, сколько они могут зарабатывать. Поэтому мы создали более социальный проект, в котором участники отрасли принимают непосредственное участие в управлении и формировании тарифной политики. У нас существенно ниже комиссии и много разных преимуществ», — говорит на официальном Rutube-канале компании ее основатель Максим Именинник.

По его словам, комиссия нового агрегатора в Москве составит до 15%. Плюс к этому для таксистов, а также для пассажиров предусмотрена система бонусов, премий, кэшбеков и других выгодных предложений. В частности, оригинально выглядит так называемая реферальная программа: каждый, кто пригласил пассажира по своему промокоду, начинает получать 3% от стоимости его последующих поездок.

Представители «Икс Кара» заявляют, что намерены до конца текущего года занять до 20% рынка услуг такси в столице. На первом этапе планируется подключить к новому сервису 50 тыс. водителей и до конца 2025 года увеличить их число до 200 тыс. Число же постоянных клиентов предполагается довести до миллиона человек. Для достижения этой цели «Икс Кар» собирается осуществить значимые инвестиции: более 1 млрд рублей.

Хотя из-за роста цен, уменьшения числа пользователей и давления регулятора рынок услуг такси в России сейчас переживает не лучшие времена, в последнее время заметен интерес к нему новых игроков. Например, интригующе выглядят планы российского гиганта онлайн-торговли Wildberries создать свой сервис такси. В текущем году представители этой компании говорили, что собираются запустить сервис в тестовом режиме в Белоруссии, а при удачном развитии распространить его на российские регионы.