Новый хлеб «Коломенского»

Крупнейший в России производитель хлеба холдинг «Коломенский» шагнул в новую нишу на рынке, приобретя компанию «Продмастер», специализирующуюся на готовой еде. Цель сделки — создать на этой базе крупное промышленное производство

Скоро на эту полку встанет продукция «Коломенского»
Читать на monocle.ru

«Стратегически мы для себя определили, что для роста компании помимо развития текущих категорий нам нужно ежегодно выходить на одну-две новые. Сейчас это рынок сэндвичей и готовой еды», — говорит генеральный директор булочно-кондитерского холдинга «Коломенский» Дмитрий Козлов, комментируя недавнюю новость о приобретении холдингом компании «Продмастер», крупного производителя готовой еды в Санкт-Петербурге.

На первый взгляд эта сделка — отклонение от стратегии «Коломенского», который несколько лет подряд методично наращивал свои мощности на хлебобулочном рынке. Начав с одной площадки в Москве, холдинг постепенно приобретал производственные активы в ближайшем Подмосковье, а в 2022–2023 годах — в Москве и вышел в другие регионы: купил «Волжский пекарь» в Твери, «Дарницу» и «Хлебный дом» в Санкт-Петербурге, в итоге доведя число производственных площадок до четырнадцати.

Впрочем, увеличивая производственные мощности и территорию, он расширял и свой ассортимент. Сначала — дополняя массовый ассортимент различными сортами свежего хлеба с большей добавленной стоимостью, выпекаемого по собственным рецептам. Затем — наращивая на уже имеющихся площадях линии по производству замороженного хлеба: 70–80% текущих инвестиций холдинг направляет на развитие этого направления как более маржинального, чем свежий хлеб. Средняя цена килограмма замороженного хлеба у производителя, даже несмотря на чуть более высокие производственные расходы, в полтора раза выше, чем у обычного промышленного хлеба. А теперь и готовая еда. «Готовая еда — это не только линейки горячих блюд и закусок, но и большая категория перекусов, которая становится все более популярным видом потребления хлебобулочных изделий. Это, к примеру, сэндвичи, бургеры и так далее», — рассуждает Дмитрий Козлов. До сих пор «Коломенский» поставлял хлеб и булочки производителям такого рода перекусов, но в результате сделки по покупке «Продмастера» намеревается стать самостоятельным игроком в этой нише.

На рынке готовой еды все еще нет конкуренции

Выпуск свежего хлеба постепенно снижается. Так, по данным Росстата, производство хлебобулочных изделий недлительного хранения снизилось с 2017 по 2023 год в натуральном выражении на 16%. Впрочем, по словам Дмитрия Козлова, речь идет не о сворачивании рынка хлеба в целом, а скорее о структурных изменениях. Действительно, если, по оценкам аналитиков, сегодня доля замороженного хлеба составляет 10% рынка, то в течение пяти лет она может вырасти до 20%.

А вот продажи готовой еды растут в последнее время стремительными темпами. И, судя по всему, этот тренд продолжится. По данным компании NielsenIQ, рост продаж в категории блюд, не требующих приготовления, в 2024 году составил 28,8%. По прогнозу РБК, рынок готовой еды вырастет с 4 трлн рублей в настоящее время до 10 трлн к 2030 году. Это объясняется изменением модели потребления: увеличивается число домохозяйств с одним человеком, да и во многих семьях предпочитают не тратить силы и время на готовку. И конечно, буму готовой еды способствует тот факт, что услуга быстрой доставки продуктов стала доступной и привычной. В 2024 году российский рынок доставки еды превысил 600 млрд рублей. Это означает прирост на 21%, пишет Shopper's.

Основными игроками на поле готовой еды стали ретейлеры и маркетплейсы. По данным агентства «INFOLine — Аналитика», ретейлеры увеличили продажи готовой еды в 2024 году на 33%, до 990 млрд рублей.

Торговые сети не просто выставляют на полку готовую еду в своих обычных магазинах, но пробуют разные форматы продажи. Например, в июле этого года «Магнит» откроет в Москве торговые точки под названием «Заряд от Магнита»: небольшие магазины в шаговой доступности с акцентом на готовую еду.

На маркетплейсе «Яндекс.Лавка» в каждом третьем заказе присутствуют готовые блюда.

Конечный спрос тянет за собой и пищевые производства: например, недавно компания «Юнилевер», один из крупнейших игроков в пищевой индустрии, объявила, что включает в свой ассортимент готовые супы-пюре, которые могут стоять на полке в течение года.

У ведущих продавцов готовой еды есть свои централизованные фабрики-кухни. У той же «Яндекс.Лавки» работает собственное производство в Санкт-Петербурге, ориентированное на поставку продукции в Москву и Питер. И оно полностью загружено. В 2026 году компания планирует запустить второй завод в подмосковном Клину, его мощность будет в два раза больше существующего. Сегодня объем выпуска готовых блюд «Яндекс.Лавки» составляет около 600 тонн в месяц, еще столько же поставляют партнеры сервиса. В других сервисах и сетях ситуация во многом аналогичная: часть, а то и вся потребность в готовой еде покрывается за счет сторонних поставщиков и чаще всего продается под собственной торговой маркой (СТМ). Однако агентство «INFOLine — Аналитика» фиксирует дефицит производственных мощностей. Генеральный директор агентства Михаил Бурмистров в ходе первой конференции «Яндекс.Лавки» для поставщиков, а также для производителей готовой еды и СТМ заявил, что, если бы не дефицит, продажи готовой еды в ретейле могли бы вырасти до 1,05 трлн рублей в 2024 году.

И надо отметить, что на фоне быстрого роста в абсолютном выражении объемы продаж готовой еды даже в крупнейшей сети — X5 — довольно скромны. Так, за последние два года доля этой продукции в продажах Vprok.ru выросла на 70% и достигла 1,6% в обороте. Ели учесть, что оборот этого онлайн-сервиса примерно равен 200 млрд рублей, это 3,2 млрд. По данным СМИ, X5 Group планирует достичь 10-процентной доли готовой еды в онлайн-продажах к 2028 году. Если предположить, что онлайн-продажи ретейлера будут расти теми же темпами, что и в последние два года, то 10% от продаж 2028 года составят всего 8 млрд рублей.

В целом, замечает Дмитрий Козлов, сектор готовой еды пока представлен в основном неиндустриальными предприятиями и конкуренция там невысока. На нем отсутствуют сильные бренды, поскольку сети предпочитают продавать готовую еду под СТМ.

На этом фоне, уверен Роман Копосов, консультант в ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», выход «Коломенского» в новый сегмент — очень правильный шаг, тем более что для холдинга в нем нет никакого риска: «Они быстро научатся этим управлять. У них есть и деньги, и все ресурсы для развития».

Кулинария как актив

Приобретение «Коломенского», компанию «Продмастер», Роман Копосов характеризует как локального игрока. Но это успешный локальный игрок. Кроме производственного комплекса в Санкт-Петербурге в ее активе около 1500 рецептур. Чистая прибыль компании в 2024 году достигла 354 млн рублей при выручке 4,2 млрд. При этом за год компания выросла на 80%. Кроме того, производство на «Продмастере» весьма технологично: внедрена технология Cook and Chill: только что приготовленные блюда мгновенно охлаждают и запечатывают в вакуумную упаковку, что позволяет хранить их до десяти дней. В сутки предприятие выпускает более 140 тыс. готовых и упакованных блюд классической и азиатской кухни. Для приготовления некоторых блюд «Продмастер» использует разные виды хлеба: тостовый, чиабатту, круассаны и проч. Его продукция присутствует в федеральных сетях X5 Retail Group, «Магнит», «ВкусВилл», «Ашан», «Лента». Возможно, покупка «Продмастера» приведет к синергии в сотрудничестве «Коломенского» с сетями, поскольку во многих сетях за закупку готовой еды отвечают те же подразделения, что и за закупку заморозки для пекарен.

Булочно-кондитерский комбинат «Коломенский»

Создан на базе запущенного в 1956 году хлебозавода № 15.

Выкуплен в 2007 году инвестиционной компанией Sminex, «дочкой» девелоперской компании предпринимателя Алексея Тулупова.

Работает на 14 площадках в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Твери.

География поставок:

— свежий хлеб: Север, Северо-Запад, центр европейской части России;

— замороженный хлеб: вся Россия.

Реализует продукцию в крупнейших федеральных и региональных сетях и через основные онлайн-сервисы.

Численность персонала — 9000 человек.

Выручка в 2024 году — более 60 млрд рублей.

Чистая прибыль в 2024 году — около 2 млрд рублей.

Именно технологические компетенции и качество кулинарии побудили «Коломенский» купить «Продмастер». «Покупка “Продмастера” и его интеграция в “Коломенский” — это не дорога с односторонним движением. Для нас очень ценны компетенции в части готовой еды. В первую очередь R&D и технологии, большой опыт и умение работать с мясными и гастрономическими начинками, соусами, специями и декорированием продукта. Вот те вещи, которые нам нужны для усиления позиций на рынке замороженных полуфабрикатов, но которых базово у нас нет, поскольку этого не требовалось в хлебе», — поясняет Дмитрий Козлов.

Кулинарию — на индустриальные рельсы

Получив в свое распоряжение кулинарные компетенции, «Коломенский» планирует создать на их основе индустриальное производство готовой еды. Направление перекусов на основе хлеба «Коломенский» планирует развивать на производственной площадке в Балашихе. Инвестиции в проект составят более 900 млн рублей. В перспективе компания также начнет выпускать замороженные блюда.

«На коне будет тот, кто обеспечит поддержку растущему спросу, сделает это гарантированно качественно и с минимальными издержками. То есть тот, кто переведет производство в индустриальный формат, как произошло в заморозке. Выпускают много, но зарабатывают на этом предприятия индустриальные. Именно поэтому нас и привлекает рынок готовой еды», — утверждает Дмитрий Козлов.

Индустриализация, в понимании руководства «Коломенского», подразумевает не просто автоматизацию производственных процессов, но создание единого, целостного производственного комплекса, производственной культуры, начиная с входного контроля сырья по четким стандартам и заканчивая внедрением и реализацией систем пищевой безопасности ХАССП, ИСО 22000 и т. д.

Автоматические линии уже установлены на некоторых предприятиях, производящих готовую еду. Но зачастую это не специализированные линии, а переделанные из оборудования, изначально предназначенного для других производств. И, как правило, его устанавливают в арендованных помещениях, к которым предприятиям приходится приспосабливаться. А на «Коломенском» считают, что необходимо разместить профессиональные линии в специально оборудованных помещениях, позволяющих оптимально выстроить потоки продукции. Это в полной мере позволит реализовать преимущества индустриального производства. Например, сократить ручной труд, что важно при сложившемся дефиците кадров, о котором рассказывают в отрасли. Важно также обеспечить безопасность: у всех в памяти прошлогодние скандалы с отравлениями продукцией небольших цехов. И наконец, индустриальное производство, в отличие от полуручного, гарантирует стабильное качество продукта.

Кроме того, коммерческая и управленческая нагрузка по направлению готовой еды благодаря масштабам холдинга будут распределены между сотрудниками соответствующих департаментов, в то время как в «Продмастере» они лежали на двух основательницах компании.

Однако индустриализация процессов не приведет к потере гибкости в ассортименте. Стандартизация, характерная для поточных линий, коснется массовой продукции. Но в «Коломенском» предполагают сохранить элементы индивидуального подхода при выпуске нишевых кастомизированных продуктов под конкретных клиентов, а также сезонных линеек.

Компания «Продмастер»

Основана в 1998 году.

Работает в Санкт-Петербурге.

Производит вторые блюда, салаты, выпечку и сэндвичи.

Число работающих — 627 человек.

Сотрудничает с федеральными сетями и маркетплейсами.

География поставок: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Выручка в 2024 году — 4 млрд рублей (выросла по сравнению с 2023 годом на 80%).

Чистая прибыль в 2024 году — 354 млн рублей (увеличилась по сравнению с 2023 годом на 88%).

«Это очень похоже на то, как у нас в хлебе в связке работают, например, высокоавтоматизированный завод “Коломенское поле” и наша альма-матер — площадка “Хлебозаводский”, — рассказывает Дмитрий Козлов. — Как только ассортимент, выпускаемый “Хлебозаводским”, выходит на индустриальный уровень, мы устанавливаем линию на “Коломенском поле”, что не мешает на самом “Хлебозаводском” производить огромное количество SKU. Просто это разные вещи: “Хлебозаводский” — это продукты новые, индивидуальные, кастомизированные, нишевые, требующие серьезного внимания, в том числе дорогие с точки зрения себестоимости и продажной цены. “Коломенское поле” — это максимальная автоматизация, минимальные затраты, массовый ассортимент. В готовой еде наша концепция такая же: индустриальная и кастомизированная отчасти. У них может быть общий R&D, общее руководство и продажи, но само производство разное. Поэтому ассортименту “Продмастера” с точки зрения индустриализации ничего не угрожает. Бизнес не должен терять гибкость, иначе он начнет увядать».

И, видимо, чтобы не потерять гибкость, «Коломенский» в ближайшее время откроет в тестовом формате три кафе «Бутербродная». Они придут на смену закрытому недавно проекту холдинга — «Горячему бутерброду», где торговали едой навынос. В «Бутербродной» покупатели смогут съесть свой бутерброд или выпечку, уютно устроившись за столиком.