Ценовой индекс «Монокля»: непродовольственные товары превратились в главный тормоз

Читать на monocle.ru

Мы продолжаем рассчитывать наш прикладной индекс, попутно расширяя корзину: на этот раз добавили две позиции из общепита в раздел «Услуги».

Сами услуги при этом развернулись вверх — виной тому преимущественно скачок в ценах на такси, что ввиду запутанной тарифной политики «Яндекс.Такси», откуда мы берем данные, может оказаться разовой акцией.

Наш общий ценовой индекс за 14 недель эксперимента прибавил 1,57%, что соответствует годовой инфляции примерно в 5,8%. Индекс «Монокль продуктовый» за все время повысился на 3,54% (около 13% годовой инфляции), индекс «Монокль услуги» — на 2,86% (порядка 10,6% годовой инфляции). А вот индекс «Монокль непродовольственные товары» по итогам 14 недель провалился в минус на 1,4%. Причиной стало снижение цен на собачий корм Taormina Alpine Meadow и на женские джинсы Zarina.

В целом инфляция продолжает замедляться — это, повторим, согласуется с официальной статистикой: годовая инфляция упала до 9,7% год к году в мае, а средняя инфляция за три весенних месяца, по некоторым оценкам, оказалась ниже 6%. По нашей корзине мы видим, что многие продукты дешевеют, например яйца, шпинат, авокадо; на самом низком за все время наблюдения уровне индейка; неожиданно подешевел зерновой кофе. Сезонно дорожает морковь, но это именно сезонный всплеск.

Вместе с тем инфляционные ожидания остаются высокими, и, скорее всего, уже в ближайшие недели значения наших индексов начнут разворачиваться вверх: по крайней мере, с июня сразу на 6,4% подорожал проезд в московском метро, продолжают дорожать бензин АИ 95 и лекарства. Посмотрим, сколько времени производители продуктов и непродовольственных товаров, а также импортеры будут готовы сдерживать цены или усмирять свои аппетиты в отношении прибыли.