ФАС приструнила Wildberries

За площадкой и ее банком ФАС России внимательно наблюдает уже давно
Читать на monocle.ru

Маркетплейс Wildberries получил очередное предупреждение от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. В этот раз контролирующему органу не понравилось, что в обновленной оферте площадка обязала продавцов открывать счета в своем «карманном» банке (Вайлдберриз Банке).

«ФАС России считает, что планируемое поведение компании “Вайлдберриз” может содержать признаки нарушения Закона о защите конкуренции», — обозначило cвою позицию ведомство.

В самой компании объяснили, что открытие счета в Вайлдберриз Банке с целью регистрации на платформе необходимо исключительно для проверки новых продавцов и у банка таких возможностей больше. «После завершения регистрации продавцы могут сменить в личном кабинете реквизиты счета Вайлдберриз Банка на реквизиты счета, открытого в любом другом российском банке», — отметили представители маркетплейса. Тем не менее в итоге к ФАС России пришлось прислушаться, скорректировав оферту. Комплексная проверка новых продавцов сохранится для обеспечения безопасности, но теперь будет проводиться без открытия банковского счета в дочернем банке маркетплейса.

Активы Вайлдберриз Банка бурно растут: если в феврале 2022 года они составляли 0,6 млрд рублей, то в мае 2024-го уже 14,4 млрд, а в мае текущего года — 56,08 млрд. Согласно данным Banki.ru, с мая 2024 года по май 2025-го Вайлдберриз Банк прибавил 62 позиции в рейтинге и добрался до 90-го места по активам среди российских банков.

Источником пассивов для него являются как собственные средства акционеров, так и остатки на счетах продавцов и покупателей. Объем выданных банком кредитов юрлицам невелик: примерно 6,5 млрд рублей. В основном активы составляют межбанковские кредиты.

За площадкой и ее банком ФАС России внимательно наблюдает уже давно. На форумах продавцов нередко жалуются на недостаточную скорость движения средств, «зависающие» деньги и проч. При этом, как указывают некоторые пользователи, техподдержка рекомендует для ускорения заводить расчетный счет в Вайлдберриз Банке. Компании удержание пользователей, селлеров и их средств, очевидно, весьма выгодно, поэтому такие попытки внести изменения в политику маркетплейса не удивительны. В Wildberries вполне готовы побороться за клиента и с другими банками: несколько ранее даже начали пилотный выпуск банковских карт. Напомним, у мобильного приложения Wildberries более 75 млн пользователей в месяц, а продавцов — миллион, из них более 85% — представители малого и среднего бизнеса.

У антимонопольной службы уже возникали вопросы к торговым площадкам. В частности, в феврале ФАС России выдала предупреждения маркетплейсам Ozon и Wildberries, так как посчитала, что механизм участия продавцов в акциях, в том числе в автоматических, непрозрачен. Это создает существенные риски для предпринимателей, поскольку лишает их возможности управлять ценами на свои товары.