Школьные олимпиады становятся местом отработки новых способов незаконного поступления в высшие учебные заведения. Выдержит ли олимпийское движение проверку на прочность?
Июнь — месяц сдачи ЕГЭ и старта приемных кампаний в вузы — традиционно изобилует сообщениями о нарушениях в ходе вступительных испытаний. В этом году обсуждают эксцессы, связанные с развитием технологий, — появление миниатюрных гаджетов, которые в обход правил могут быть использованы на экзаменах для получения желаемого результата.
Похожие фокусы, конечно, имели место и в докомпьютерную эпоху. Вспомните, как сдавал физику студент Дуб в фильме Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» — с помощью замаскированного наушника и портативной рации, по которой сокурсник диктовал ему правильные ответы. Фраза «Билет № 9. А при нем задача» была в 1960-е годы весьма популярной.
К настоящему времени класс устройств для списывания на экзаменах существенно вырос. Самим абитуриентам и студентам уже ничего не нужно изобретать — рынок предлагает широкий ассортимент подобных гаджетов. Так, в этом году был создан прецедент: в Ленинградской области школьница на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию воспользовалась умными очками — снимала контрольно-измерительные материалы (КИМ) скрытой камерой и отправляла заранее нанятым ассистентам, а те диктовали ей ответы через микронаушник. Да, нарушительницу разоблачили, результаты ее экзамена аннулировали и даже запретили пересдачу в резервные дни, но осадочек остался: вряд ли это первый и последний случай подобных махинаций.
То, что на рынке есть и спрос на нелегальную высокотехнологичную помощь для поступления в вуз, и ее предложение, сейчас уже секрет Полишинеля. Эта практика успешно отрабатывается на школьных олимпиадах — испытаниях, на которых, в отличие от ЕГЭ, нет тотальных проверок. Более того, если обман на ЕГЭ раскроется постфактум, например осенью, студента-махинатора отчислят из вуза, а за олимпиадниками так долго и пристально не следят.
При этом бонусов за участие в состязаниях школьники получают даже больше, чем при сдаче ЕГЭ на высокий балл. Победители и призеры заключительного этапа самой престижной Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) поступают в любые вузы фактически вне конкурса: им достаточно набрать более 75 баллов ЕГЭ по профильному предмету (для обычных абитуриентов, не имеющих дипломов олимпиад, проходной балл на популярные специальности в лучших вузах, как правило, превышает 93).
Кроме того, результаты олимпиады учитываются на год дольше, чем результаты единого экзамена, — четыре года против трех (то есть победа гарантирует поступление в выбранный вуз уже в девятом классе). Олимпиадникам также могут выплачивать премии: в частности, в Москве победителей ВСоШ поощряют суммой в 500 тыс. рублей, призеры получают 300 тыс., даже простых участников заключительного этапа могут наградить 100 тыс. Вузы нередко назначают бывшим олимпиадникам повышенную стипендию — до 50 тыс. рублей в течение первого семестра или даже первого года обучения — просто за то, что они выбрали именно этот университет (иметь в числе учащихся победителей олимпиад считается престижным); могут предложить и единоразовую выплату — обычно несколько сотен тысяч рублей. Получают преимущества и победители региональных и муниципальных этапов Всероссийской олимпиады — например, в форме денежного приза от своего региона.
Кроме ВсОШ котируются олимпиады из перечня Министерства науки и высшего образования РФ, который формируется в конце сентября или начале октября и обычно включает 85 состязаний. Организацией, как правило, занимаются вузы — они и решают, какие льготы будут предоставлять победителям и призерам. Например, это может быть 100 баллов автоматом по профильному экзамену, поступление на бюджет без вступительных испытаний или дополнительные баллы за сам факт участия в олимпиаде, которую проводит учебное заведение.
Конкуренция здесь весьма высокая, и она продолжает расти. Если в период с 2022 по 2024 год во ВсОШ соревновались около 7 млн школьников со всей страны, то в 2025 году число желающих достигло почти 8 млн. Из них более 1,6 млн прошли муниципальный этап, более 146 тыс. — региональный. Финалистами стали около 8,8 тыс. ребят, из которых 4017 получили дипломы победителей и призеров, которые действуют четыре года.
Такой ажиотаж с олимпиадами, которые, по сути, являются состязаниями юных гениев, умеющих мыслить нестандартно, — а их много не бывает, — объясняется еще и выгодой для школ и учителей. Если учитель подготовил победителей олимпиад разных уровней, это будет учтено при его аттестации на высшую категорию (раз в пять лет), подаче документов на получение гранта президента или региональных грантов и премий (от губернатора, мэра и т. д.). Кроме того, сейчас учебные заведения переходят на новую систему оплаты труда, при которой часть зарплаты педагога будет носить стимулирующий характер и зависеть от результативности его труда, на которую в числе прочего повлияет наличие в «портфолио» олимпиадника.
Школы же получают баллы за успехи своих учеников и могут использовать их победы при подаче заявлений на гранты. Дополнительные баллы повышают рейтинг школы, а позиция в рейтинге, в свою очередь, может влиять на финансирование. Больше всего, конечно, ценится ВсОШ, но и другие соревнования дают свои преференции. Иными словами, спрос на «олимпийские достижения» подогревается со всех сторон.
Увы, количество здесь не переходит в качество. Статистика красноречиво подтверждает проблему: 33% олимпиадников отчисляют из вузов в первые три года обучения. Для сравнения: среди абитуриентов, поступивших по результатам ЕГЭ, этот показатель едва достигает 10%.
В феврале этого года в Сети начали обсуждать проблему списывания на школьных олимпиадах. Одним их первых об этом заговорил член-корреспондент РАН Алексей Савватеев — он заявил о массовой покупке решений на региональном этапе ВсОШ по математике. «Раньше об обмане на соревнованиях молчали, случаи были единичными, но теперь они приобрели массовый характер, поскольку олимпиадное движение стало приносить много плюшек. Схема простая: школьники фотографируют задания, выходят в туалет и отправляют сообщения репетиторам, которые эти задания решают», — сказал он. Репетиторы сливают ответы в Сеть, а участники олимпиад находят их и списывают, не попадаясь на глаза проверяющим.
Возможно, именно такая ситуация сложилась на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2024 году. Как рассказал «Известиям» один из победителей, одиннадцатиклассник Булат Абдрафиков из школы Центра педагогического мастерства, те участники, которые ранее прошли отбор на всероссийский этап, не смогли решить сложные задачи, зато новички показали почти максимальные результаты. Школьник предоставил газете перечень подозрительных побед в различных регионах страны, которые указывают на возможное списывание.
Арсений Филин, основатель онлайн‑школы Grand Exam, которая помогает абитуриентам поступать в вузы, написал в своем телеграм-канале, что существует целая индустрия по списыванию. По словам эксперта, к нему не раз обращались с просьбами опубликовать рекламу группы, в которой размещены предложения о покупке победы или поступлении «под ключ» через такую победу. Бомбят запросами и репетиторов.
За диплом берут 250–300 тыс. рублей, репетитору предлагают 10% за «реферала». Школьников «цепляют» на днях открытых дверей, чтобы потом продать им поступление через олимпиаду.
По запросу «купить призовые места в олимпиаде» поисковые системы почти ничего не выдают. Однако поиск в «Телеграм» более успешный — например, он выдает канал Olimpege, на который подписаны более 2000 человек.
«Помощники» работают по предзаказу. Чтобы купить ответы, нужно написать администратору канала свой класс, предмет, регион, этап олимпиады и дату проведения. Есть ссылка и на отзывы от довольных школьников. Один из них, успешно сдавший районную олимпиаду по русскому языку, рассказал нам: «Ответы выкладывались перед самой олимпиадой, поэтому часть я запомнил, потом отпросился выйти из аудитории, посмотрел и запомнил еще часть. Никаких наушников не было. Как я нашел группу, не помню: это было очень давно, сейчас я таким не увлекаюсь. Сдавал обычную олимпиаду по русскому языку, все ответы сошлись. Стоило недорого, около двух-трех тысяч рублей».
Еще одна девушка разместила на Pikabu пост о том, как списала олимпиаду в 2023 году. По ее словам, жульничать на ЕГЭ она не хотела: там, если поймают, придется ждать год для пересдачи. «По математике прошла на пять олимпиад: СПбГУ (1-й уровень), Московскую (1-й уровень), “Формула Единства“ (2-й уровень), Всесибирскую (2-й уровень), “Миссия выполнима. Твое призвание — финансист!” (3-й уровень). За две недели я купила микронаушник и камеру. Через металлоискатель я не проходила, поэтому телефон тоже пронести можно, но у меня не было в этом особой необходимости. Я договорилась с подругой, которая во время олимпиады мониторила задания. Она пересылала их людям, которые решали, и диктовала ответы мне в наушник. Если я чего-то не понимала, то писала на бумаге. Так как единственным способом общения был наушник, то никто ничего не заподозрил, даже если бы начали проверять. После экзамена я думала, что идея все-таки была бредовой, пока не увидела результаты. Переводя в проценты, написала на 94 из 100», — рассказала бывшая школьница.
Стопроцентной чистоты экзаменов добиться практически невозможно. Среди школьников всегда будут те, кто нацелен на поиск способов срезать путь к успеху. Но закрыть большие лазейки в вузы, которые сегодня образовались в связи с отсутствием должного контроля за школьным олимпийским движением и с расцветом жульнического бизнеса, вполне реально
Кроме телеграм-каналов существуют и специализированные сайты. Их найти сложнее, но ссылки публикуются в чатах абитуриентов и в тематических группах. По словам нашего источника, пожелавшего остаться анонимным, продавцы ищут выходы на старшеклассников через репетиторов: мониторят рабочие аккаунты преподавателей и обещают долю.
Один из таких сайтов предлагает купить победу на олимпиадах, которые специально подберет эксперт. Чтобы все устроить, нужно оставить заявку, указав свое имя, номер телефона или ник в «Телеграме». Связываются организаторы через мессенджеры. Фирма гарантирует максимум внимания каждому клиенту, поэтому заключает не больше 40 договоров — конечно же, неофициальных.
Специалисты предлагают составить список олимпиад под интересующий вуз и вместе пройти отборочный тур в онлайн-формате, предоставив ответы или просто решая задачи под аккаунтом школьника. Перед состязанием проводится так называемая тренировка, на которой проверяется корректность работы технических средств. Организаторы обещают полную анонимность, берут небольшой аванс — полная стоимость услуги оплачивается после «гарантированной победы». Цена вопроса, согласно разным источникам, варьируется от 10–20 тыс. до 250–300 тыс. рублей на промежуточных этапах, а победа в ВсОШ может стоить более 1 млн. Сами «решалы» — те, кто выполняет задания за участников, — получают гораздо меньше. «За призовое место мне дают 30 тысяч, за победу — 45 с небольшой предоплатой», — рассказывает наш источник, решавший задания Всероссийской олимпиады по информатике в этом году.
После того как участник олимпиады и его закулисный помощник достигают договоренности о сотрудничестве, начинается репетиция списывания. На этом этапе ученику сообщают, какую модель специального наушника и ручки со встроенной камерой следует купить и как этот наушник спрятать, и проводят пробный созвон. Дальше, по словам нашего источника, существует два способа оказания услуги.
Если олимпиада проводится очно, участник приходит в аудиторию со своим шпионским набором. Через камеру в ручке группа «решал» видит все задания, самостоятельно или с помощью интернета выполняет их и диктует ответы прямо в уши участнику.
На олимпиаде по информатике все еще проще: каждому участнику перед прохождением выдается персональный логин и пароль. Отпросившись в туалет, школьник передает данные своим «ассистентам», после чего они входят в систему и выполняют задания под аккаунтом участника, а ребенок делает вид, что сам набирает код.
В онлайн-варианте ученик находится дома, а «решала» через специальную программу заранее подключается к его компьютеру и проходит все тесты. При этом на записи экрана, которую просматривают на предмет списывания при проверке олимпиад, ничего подозрительного не видно.
Есть и иные способы мошенничества. Например, задания одной из олимпиад топового российского вуза были известны за неделю до ее начала — ими с организатором аферы поделились «друзья» из жюри. Исполнители решали задачи и загружали ответы с аккаунтов участников, превратив весь тур в фарс. Впрочем, «покупка» не гарантирует, что заказчик получит 100 баллов и станет победителем. «Все зависит от того, как мы выполним задания. Главное — призовое место взять, а какое — уже не важно», — говорит наш источник.
Порочные схемы, как правило, реализуются на олимпиадах местного значения. На ВсОШ, как признают сами «решальщики», ими пользоваться рискованно: испытания организованы так, что совершить подлог там практически невозможно. Во-первых, при допуске ученика в аудиторию используется специальное оборудование, которое помогает выявлять микронаушники, телефоны и любую другую технику, в том числе ручки с камерами. Во-вторых, проверяющие постоянно ходят по аудитории и следят за участниками, ведется также слежка по видеокамерам. В-третьих, если ребенок пишет олимпиаду дома, за ним наблюдает реальный человек, и все действия отражаются в системе.
Тем не менее в вузах, как правило, знают о существовании теневого сектора школьного олимпийского движения. «К нам обращаются сами олимпиадники, присылают ссылки на телеграм-каналы с подобными предложениями, — подтверждает проректор РАНХиГС Владимир Колодкин. — Мы рассматриваем такие действия как академическое мошенничество, мониторим это уже не первый год. С 2025 года в нашем вузе используются сертифицированные устройства — детекторы микронаушников, которые позволяют слышать все, что диктуют участнику. Доступ к заданиям имеет очень ограниченное число сотрудников. Наблюдательная комиссия несет ответственность за слив вариантов».
Ажиотаж с олимпиадами, которые, по сути, являются состязаниями юных гениев, умеющих мыслить нестандартно, объясняется еще и выгодой для школ и учителей. Олимпийское движение становится борьбой без правил за многочисленные бонусы и детей, и взрослых
На олимпиадах РТУ МИРЭА, по словам проректора этого вуза Игоря Рогова, регламент проведения очных финалов схож с регламентом ЕГЭ: используются металлоискатели, контролируется отсутствие технических средств во время решения заданий, работают наблюдатели, ведется видеозапись. «Мы не согласны с утверждением, что жульничество или покупка результатов олимпиад действительно носят массовый характер. Если такие случаи выявляются, ими должны заниматься правоохранительные органы, а Российский совет олимпиад школьников должен незамедлительно исключить такую олимпиаду из перечня», — считает он.
Ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Президентской академии Алексей Тищенко предлагает вовсе запретить студентам использовать какие-либо цифровые устройства на экзаменах и олимпиадах, так как сейчас в любое из них можно спрятать миниатюрный модуль с доступом к интернету. «Надежнее, если калькулятор и другие необходимые устройства студенты будут получать от образовательной организации перед началом испытаний», — уверен эксперт.
Впрочем, добиться стопроцентной чистоты невозможно при любом подходе. Все опрошенные нами эксперты убеждены, что среди школьников всегда будут те, кто нацелен на поиск способов срезать путь к успеху. Но закрыть главные лазейки, которые образовались из-за отсутствия должного контроля за школьным олимпийским движением и благодаря расцвету бизнеса по продаже побед почти во всех состязаниях страны, государству вполне под силу. «Бои без правил» в этой среде раскрутят виток коррупции в школах и вузах, приведут к перегрузке, выгоранию и демотивации многих талантливых учеников.