Власти намерены получить в госсобственность одну из крупнейших золотодобывающих компаний — «Южуралзолото». Экспроприация может стать частью общей тенденции к усилению государственного присутствия в золотодобывающей отрасли.
Генпрокуратура РФ в минувший четверг подала иск об изъятии активов челябинского миллиардера Константина Струкова на 200 млрд рублей (акции 11 компаний) в пользу государства. Поводом стали масштабные экологические нарушения, уголовные дела против руководства и многомиллиардные долги «Южуралзолота».
По данным ведомства, будучи зампредом Заксобрания Челябинской области, Струков курировал вопросы природопользования и незаконно совмещал госслужбу с бизнесом. Так, в 1997 году он захватил контроль над государственными золотодобывающими и угольными активами, включая «Южуралзолото» и «Челябинскуголь». В 2000-м через банкротство вывел имущество «Южуралзолота» в созданное им ПАО «Южноуралзолото группа компаний» (ЮГК).
Для сокрытия собственности депутат изначально оформил акции ЮГК на кипрский офшор Ugold Limited и на свою дочь Александру, гражданку Швейцарии, а после 2022 года вернул их в российскую юрисдикцию. При этом он систематически выводил деньги за рубеж: в Швейцарию, Черногорию и в другие страны, тратя их на недвижимость и предметы роскоши.
Третьего июля в офисах «Южуралзолота» прошли обыски. Прокуратура обвиняет компанию и ее владельца в пренебрежении экологическими и промышленными нормами. В частности, в апреле 2024 года на Светлинском месторождении в Пластовском районе произошла авария: разрушилась дамба, построенная с нарушениями, что привело к сбросу загрязненной технической воды в реки Батуровку и Санарку, а также в Санарский пруд. Лабораторные анализы показали превышение допустимых норм содержания цианидов в реках в 192 раза, мышьяком были заражены сельскохозяйственные земли на площади 330 тыс. кв. м.
И хотя Струков объяснял разрушение дамбы обильным паводком, бывшие сотрудники ЮГК рассказывали уральским СМИ, что искусственный водоем с технической водой был построен с нарушениями и представлял собой не бетонированное хвостохранилище, а участок, отделенный земляными валами. И по такому принципу строились почти все хвостохранилища на месторождениях компании.
В результате в отношении ЮГК было возбуждено 15 дел об административных правонарушениях, ущерб оценивался в 3 млрд рублей. По мнению Генпрокуратуры РФ, нарушения требований безопасности при проведении горных и взрывных работ также привели к 13 чрезвычайным происшествиям на предприятиях ЮГК, в результате которых погибли семь человек.
По иску Генпрокуратуры РФ суд наложил обеспечительные меры, арестовав акции и доли компаний. Примечательно, что сам Струков, по словам сотрудников аппарата Заксобрания Челябинской области, находится за пределами страны, невзирая на то что в отношении него введены санкции со стороны США, ЕС и Великобритании.
Впрочем, уральские активы могут стать не единственными кандидатами на национализацию, считает источник «Монокля» в отрасли. Не случайно госкомпании в последнее время активно заходят в золотодобычу, например «Алроса», которая в прошлом году приобрела Декдеканское месторождение у «Полюса», или «Атомредмет», который заявил о масштабных планах по добыче золота в Якутии.
Консолидацией активов под крылом государства могут объясняться «тестовые» запреты на добычу золота из россыпей на Камчатке и в Амурской области под предлогом защиты экологии, а также многочисленные дела против старателей за ущерб окружающей среде. Возможной целью является ликвидация мелких объектов и национализация крупных, например «Селигдара», чьи бенефициары Сергей Васильев и Константин Бейрит являются фигурантами уголовного дела, предполагает эксперт.