На фоне грядущего ужесточения в регулировании сферы электронной торговли в России и в связи с замедлением ее роста лидер этого рынка Wildberries заявила о развитии новых направлений бизнеса, связанных с доставкой готовой еды и телеком-услугами.
К более чем 75 млн представленных сейчас на Wildberries товаров скоро добавится принципиально новый тип услуг — экспресс-доставка готовых блюд из ресторанов и кафе. «Теперь мы хотим, чтобы наши пользователи могли заказать еду в любимых кафе и ресторанах так же просто, как добавить в корзину новую пару понравившихся кроссовок», — заявила на прошлой неделе Елизавета Шлеин, руководитель направления доставки силами продавца объединенной компании Wildberries & Russ.
Меню доступной к заказу готовой еды предполагается размещать на виртуальной витрине маркетплейса, представители которого обещают, что выбранное блюдо будет приготовлено и доставлено в течение часа. Первым партнером нового направления стал сервис доставки еды «Dostaевский», а в ближайшее время к нему добавятся другие предприятия: Wildberries заявляет, что ведет переговоры с рядом крупных игроков ресторанной индустрии, имена которых, впрочем, пока не разглашает.
На первом этапе заказать блюдо через Wildberries смогут жители определенных районов Москвы и Санкт-Петербурга. Позже сервис распространится в Краснодаре, Тюмени, Уфе, Сочи, Новосибирске и в других городах. Представители Wildberries декларируют, что не планируют делать наценку на доставку блюд своих партнеров: клиенту они обойдутся в такую же цену, как если бы их заказывали напрямую. Согласно единой оферте сотрудничества с производителями блюд комиссия маркетплейса составит до 3%, при этом минимальную сумму заказа партнер будет устанавливать самостоятельно.
Новое направление бизнеса Wildberries обещает быть перспективным: рынок услуг доставки готовой еды в России развивается быстрыми темпами. По данным «РБК Исследования рынков», по итогам 2024 года он вырос на 30%, до 649 млрд рублей. При этом аналитики констатируют, что общий объем онлайн-покупки продуктов питания впервые обогнал совокупные показатели приобретения через интернет товаров для дома, одежды и электроники.
Доставка еды не единственное новое направление бизнеса у Wildberries. Ранее маркетплейс выступил с заявлением, что планирует запустить услуги мобильной связи. Гигант e-commerce хочет создать собственный телеком-бренд по распространенной сейчас схеме виртуального оператора (MVNO), когда услуги связи оказываются на мощностях партнера в виде действующего оператора связи. Как сообщается, вероятнее всего, партнером маркетплейса станет компания Т2. Что за телеком-услуги начнет оказывать Wildberries своим абонентам и в чем будет заключаться их потребительская привлекательность, пока официально не объявляется.
Но и это новое направление может оказаться у маркетплейса перспективным: число виртуальных операторов в России в последнее время растет. К успешным проектам здесь можно отнести услуги таких виртуальных операторов, как «СберМобайл» (работает на мощностях «Мегафона» и Т2), а также «Газпромбанк Мобайл» и «Т-Мобайл» (на мощностях Т2 и МТС). Причем оператор «Т-Мобайл» от Т-Банка, по заявлению представителей компании, в прошлом году достиг показателя в 6 млн абонентов. А всего, согласно данным «ТМТ-консалтинга», число абонентов MVNO в России сейчас превышает 20 млн. Если учесть, что сегодня через Wildberries в России регулярно совершают покупки более 55 млн человек, проект услуг связи в течение года-двух может привлечь несколько миллионов абонентов.
Помимо доставки еды и телеком-услуг Wildberries пытается нащупать и другие новые направления бизнеса: недавно представители маркетплейса заговорили о том, что рассматривают возможность стать еще и классифайдом — то есть сайтом с частными объявлениями о продаже вещей. В конце июня Wildberries также сообщила о планах запустить приложения для чтения книг. А еще раньше в компании публично рассуждали о вероятности запуска агрегатора услуг такси.
Wildberries, чья выручка по итогам прошлого года составила 4,1 трлн рублей, ищет новые направления развития с целью диверсифицировать свой бизнес. Да, рынок онлайн-торговли в России продолжает бурно расти: согласно данным Data Insight, по итогам прошлого года он вырос почти на 40%, до 11,2 трлн рублей. Но аналитики указывают: постепенно рост этого сектора замедляется и рано или поздно он упрется в потолок. К тому же в Госдуме сейчас рассматривается закон о платформенной экономике, который грозит маркетплейсам рядом ограничений и дополнительными нормами регулирования. В частности, новый закон предположительно наложит дополнительные обязательства по проверке на продавцов товаров, введет ужесточения к нормам их безопасности и качества, а также процедуры возврата.