Маркетплейсы раздора: ГТЛК против «Ростеха»

Сектор гражданских беспилотников стал ареной борьбы между госкорпорацией «Ростех» и Государственной транспортной лизинговой компанией: обе развивают онлайн-платформы на сокращающемся рынке

По итогам года впервые ожидается снижение продаж гражданских БПЛА
Читать на monocle.ru

На специализированном маркетплейсе «Налетай.рф» совершена первая продажа беспилотной авиационной системы (БАС). Она предназначена для мониторинга сельскохозяйственных земель.

Демоверсию маркетплейса БПЛА «Налетай.рф» Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) представила прошлым летом. Перед этим она была выбрана единственным поставщиком беспилотных систем по госконтракту. Подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным решение казалось логичным продолжением активной государственной поддержки сектора БАС.

Как рассказал «Моноклю» представитель ГТЛК, на данный момент платформа «Налетай.рф» дорабатывается, реализован базовый функционал. С апреля открылся общий доступ к маркетплейсу для всех желающих, за этот период свои каталоги там разместили 38 поставщиков и 10 операторов услуг БАС, и их число продолжает расти.

«В первый месяц (еще до старта рекламной кампании) был зафиксирован заметный интерес к платформе, трафик уникальных посетителей превысил восемь тысяч. Сейчас мы наблюдаем активность среди потенциальных заказчиков, которые используют каталоги для сравнения товаров, оставляют заявки на покупку БАС и запрашивают детализированные коммерческие предложения», — сообщили в пресс-службе ГТЛК.

ООО «Флай Дрон» (резидент «Сколково») основано в январе 2021 года бывшим заместителем генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Никитой Даниловым и предпринимателем Александром Каниовским. Никита Данилов ранее работал в инвестбанке «Тройка Диалог», затем в госкорпорации «Ростех», где курировал ряд проектов, связанных с гражданской авиацией. На момент основания «Флай Дрон» партнерам принадлежало 70 и 30% долей соответственно. В июле того же года дочерняя компания «Ростеха» «РТ-развитие бизнеса» приобрела 25% долей, еще 24,9% досталось «ЕРА-Транспортные решения», гендиректором которой является Екатерина Лапшина. Она также входит в совет директоров «РТ-развитие бизнеса».

Между тем данный проект на рынке не единственный. В апреле 2022 года был запущен и «успешно функционирует» беспилотный маркетплейс FlyMarket от «Флай Дрон». «Мы были первыми. И стартовавший значительно позже “Налетай.рф” во многом скопирован с нашего», — рассказал «Моноклю» генеральный директор и основатель компании Никита Данилов. Более того, по его словам, в свое время «Флай Дрон» предлагал ГТЛК создать совместное предприятие «для синергетического развития проектов» — на этот счет было даже официальное письмо от «Ростеха», в орбиту которого входит компания. «Однако консенсус найден не был. Сейчас мы прорабатываем вопрос создания СП для продвижения торговой площадки уже с другим стратегическим партнером», — поясняет Данилов. На сайте «Флай Дрон» указано, что здесь более 4000 постоянных пользователей и 576 зарегистрированных беспилотных воздушных судов (БВС).

Обе платформы — и «Налетай.рф», и FlyMarket — позволяют не только продать или купить БПЛА, но и получить услугу, связанную с использованием БВС.

Где лучше торговать дронами?

При регистрации на платформе FlyMarket юридическое или физическое лицо заполняет учетную карточку, указывая набор типовых миссий, стоимость работ и регионы, в которых они могут быть выполнены. По данным параметрам для потенциального заказчика услуги и ведется поиск исполнителя. Когда стороны находят потенциальных партнеров, заключается электронный договор. Он генерируется на платформе автоматически с учетом зафиксированных условий заказа или загружается, если заказчик предпочитает собственную версию документа.

«На “Налетай.рф”, как и у нас, владелец или оператор дрона может найти заказчика для выполнения работ, и наоборот, заказчик может найти исполнителя. Однако в нашей системе одного окна, которая сама по себе шире маркетплейса, предусмотрен и другой функционал. Например, оперативная автоматическая подготовка всех необходимых документов для получения разрешения на полет, страхование дрона. У нас на площадке также легко продать или купить беспилотник», — комментирует Данилов.

На «Налетай.рф», в свою очередь, появился поддерживаемый в актуальном состоянии каталог БПЛА с исчерпывающим перечнем характеристик и стоимостью аппаратов с удобным интерфейсом для сравнения и заказа. По словам представителя ГТЛК, маркетплейс призван создать единое информационное поле в сфере БАС, повысить прозрачность и сформировать понятные для рынка механизмы и инструменты взаимодействия между участниками.

В третьем-четвертом кварталах 2025 года ГТЛК планирует запустить дополнительный функционал: полноценно заработает система рейтингов поставщиков, станут более удобными личные кабинеты пользователей, появится возможность застраховать беспилотник. Планируется развитие каталогов: новые разделы с комплектующими и навесным оборудованием. Должен появиться и отдельный раздел услуг в сфере обучения управлению беспилотниками и подготовки авиационного персонала, а также навигации по государственным сервисам, связанным с постановкой БАС на учет и согласованием полетов.

Одним из преимуществ платформы «Налетай.рф» ранее называли возможность подключения к госпрограммам. Однако в 2025 году по сравнению с 2024-м общий объем государственного гражданского заказа (ГГЗ) в этой сфере сократился в денежном эквиваленте в шесть раз. Сейчас ГТЛК по госзаказу планирует поставить 456 БАС на 1,04 млрд рублей, тогда как в прошлом году эти показатели составляли 2717 единиц и 6,07 млрд рублей соответственно.

По словам представителя компании, финансирование ГГЗ не повлияет на реализацию проекта. «Возможность подачи заявок на участие в государственных программах поддержки является лишь одним из доступных сервисов платформы “Налетай.рф”», — добавляет он.

Рынок сузился, но не окончательно

Ассоциация «Аэронекст» в отчете за прошлый год отмечала, что рынок БАС в последнее время рос в среднем на 60% ежегодно, а его гражданский сегмент — на 38%. В 2024 году полный объем рынка БАС составил около 335,9 млрд рублей, что на 244% выше показателя 2023-го.

Впрочем, на исключительно гражданский сегмент пришлось только 21,7 млрд рублей, что лишь на 10% больше, чем в 2023 году. «Аэронекст» подсчитал еще и общую выручку гражданских компаний, которые осуществляют поставки и для гражданского, и для специального применения: она выросла на 45% — до 35,9 млрд.

На днях «Ведомости» со ссылкой на ассоциацию сообщили, что в этом году продажи гражданских беспилотников впервые упадут на 6% — с 35,9 до 33,8 млрд рублей, а рынок услуг БАС в первом полугодии уже просел на 25–30%. В самом «Аэронексте» подлинность этих данных «Моноклю» не подтвердили.

Опрошенные эксперты говорят, что рынок действительно просел, хотя и не так значительно. Из-за ужесточения ограничений на использование воздушного пространства многие операторы БАС испытывают трудности с получением разрешений на полеты, а недостаток финансирования негативно отражается на объеме оказываемых услуг.

Основная проблема для всех одна: в большинстве российских регионов полеты БПЛА сейчас серьезно ограничены по соображениям безопасности. «Тем, кто раньше пытался заработать на гражданских дронах и предоставляемых с их помощью услугах, после начала СВО пришлось искать новые ниши для монетизации своих проектов. В нашем случае такой нишей стали антидронные системы. Мы предоставляем услуги по мониторингу полетов (в том числе региональным властям), контролю за совершающими полеты беспилотниками, объединению различных систем противодействия БПЛА в единый контур, защите объектов от атак с воздуха», — объясняет Никита Данилов.

Несмотря на существующие на отечественном рынке БПЛА проблемы, власти продолжают инвестиционную поддержку отрасли. С января 2024 года реализуется масштабная государственная программа создания в России полноценного рынка гражданских дронов. На реализацию национального проекта «Беспилотные авиационные системы» выделено 713 млрд рублей (9 млрд долларов — сумма, вполне сравнимая с мировым уровнем инвестиций: в 2023 году Пентагон запрашивал 6 млрд долларов на пять лет для создания флота ИИ-дронов).

Средства планируется направить на поддержку пяти ключевых направлений. Первое — стимулирование спроса на российские БПЛА через субсидии бизнесу и госзаказы. Второе — разработка и серийное производство беспилотников, а также локализация критически важных компонентов, таких как двигатели и электроника. Третье направление включает в себя создание инфраструктуры в виде дронопортов, организацию «беспилотных коридоров», а также внедрение систем управления воздушным движением. Четвертое — обучение специалистов отрасли. Пятое — фундаментальные исследования, в том числе в области искусственного интеллекта для автономных полетов и новых источников энергии.

В качестве мер поддержки Минпромторг предлагает госзаказ, льготный лизинг, субсидирование летного часа, компенсацию скидок для покупателей, гранты на сертификацию и разработку конструкторской документации. В перечень заказчиков со стороны государства в программу входят 29 ведомств, от Рослесхоза до Росгвардии. ГТЛК в прошлом году запустила программу льготного лизинга БАС с бюджетом 3,1 млрд рублей и ставками на уровне 3,5–8,5% годовых без авансовых платежей.

Результатом всех проводимых мероприятий, по прогнозам Минпромторга, должен стать рост рынка БАС к 2030 году на 40% — с 27,9 тыс. до 46,2 тыс. единиц. Речь, судя по всему, идет только о гражданском сегменте, поскольку российским войскам поставляется около 4000 одних только FPV-дронов в сутки, — об этом прошлым летом рассказывал министр обороны Андрей Белоусов. А Стратегия развития беспилотной авиации ставит своей целью выпуск около 1 млн БПЛА ежегодно к 2035 году.

Система отзывов

Из прошлогоднего отчета «Аэронекста» также следует, что более половины разрабатываемых и изготавливаемых беспилотников предназначается для мониторинга, сбора и передачи данных. Вторым по приоритетности направлением являются БАС для перевозки грузов. Их доля составляет 23%, невзирая на то что «фактически данные работы выполняются ограниченно только в нескольких районах с введенным экспериментальным правовым режимом».

Никита Данилов подтверждает, что больше всего востребованы дроны для мониторинговых миссий. К ним относятся контроль с воздуха за объектами нефтегазовой, электросетевой и другой промышленной инфраструктуры, наблюдение с целью предотвращения последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, охранные мероприятия, аэрофотосъемка и дистанционное зондирование Земли, воздушные съемки для медиа.

В дальнейшем можно прогнозировать рост аэрологистики. Например, в Нижнем Новгороде на днях БПЛА начали доставлять товары в постаматы. Еще одно развивающееся направление — использование беспилотников в сельском хозяйстве. По оценке Никиты Данилова, агродроны увеличивают эффективность работы сельхозпредприятий на 5–10%.

Представитель компании «Альбатрос» (резидент ОЭЗ «Алабуга»), которая совершила 10 июля через маркетплейс «Налетай.рф» первую сделку по продаже БАС, сообщил, что в состав беспилотной авиасистемы, предназначенной для применения в сфере сельского хозяйства, входят два дрона, фото- и видеокамеры, тепловизоры и пневматическая катапульта. Общая стоимость — 17,4 млн рублей.

Оборудование будет поставлено новосибирскому заказчику — компании «Агропланер» уже в конце текущего месяца.

В пресс-службе ГТЛК пояснили, что технически платформа позволяет закрыть сделку в течение нескольких минут. Однако на практике для согласования дополнительных деталей заказа, уточнения спецификаций и заключения договора требуется несколько дней. «Львиную долю времени занимает производство БАС: средний срок составляет от трех до шести месяцев в зависимости от модели и загрузки мощностей производителя», — рассказали в ГТЛК.

«Интерес к дронам сегодня растет: их используют не только для съемки и развлечений, но и в бизнесе — строительстве, логистике, сельском хозяйстве, охране объектов. Многим важно иметь доступ к современной технике, а также обладать возможностью сравнивать разные предложения в одном месте. Для старта мы выбрали маркетплейс “Налетай.рф”, потому что ГТЛК — компания известная и проверенная. У покупателей и продавцов есть гарантия, что проблем не возникнет ни на одном этапе сделки», — объясняет свой выбор представитель «Альбатроса».

Директор по продажам ГК «Геоскан» Павел Круглов назвал размещение каталога продукции компании на «Налетай.рф» «просто необходимостью, если мы хотим, чтобы наша продукция участвовала в выборе БАС». По словам эксперта, запуск маркетплейса укладывается в общую логику формирования нацпроекта «БАС» и назначения ГТЛК единственным поставщиком в рамках ГГЗ.

«Маркетплейс позволяет сравнить базовые характеристики дронов. На следующем этапе заказчику все равно потребуется напрямую взаимодействовать с разработчиками, поскольку конкретные ТТХ и модификация иногда зависят от задач», — полагает Павел Круглов. При этом «Геоскан» не намерен отказываться от продвижения своих БПЛА и услуг на своем сайте и других площадках.

«Альбатрос», со своей стороны, рассматривает маркетплейс как возможность напрямую работать с целевой аудиторией, предлагать не только продажу дронов и запчастей, но и обучение. Предусмотрено подключение к программам лизинга через ГТЛК — особенно для корпоративных клиентов и госзаказчиков. Такие форматы позволяют пользоваться техникой без крупных вложений на старте, что актуально прежде всего для малого и среднего бизнеса. «Заказчики ищут дроны под конкретные задачи — и здесь легко подобрать технику, подходящую по характеристикам и формату применения. Площадка упрощает работу с заказами: берет на себя клиентский сервис. Это позволяет нам сосредоточиться на главном — производстве техники, консультациях, постпродажной поддержке», — объясняют в компании.

Сейчас, по подсчетам ГТЛК, на «Налетай.рф» зарегистрировано 38 поставщиков и 10 операторов услуг БАС. Пока это не очень большая доля рынка. «Аэронекст» выделяет 150 компаний, работающих в секторе и имеющих заметный объем выручки, при этом общее количество предприятий отрасли — не менее 220.

FlyMarket число своих пользователей не раскрывает. Такие заметные игроки, как ГК «Беспилотные системы», «Аэродин», «Радар ММС», НПО «Лаборатория будущего», «СканГеоСервис», на вопросы «Монокля» о том, что они думают о развитии маркетплейсов БПЛА в России, предпочли не отвечать.

В ГТЛК рассказали, что планируют запустить функционал для создания системы рейтингов и отзывов: «Как правило, алгоритмы ранжирования считают отзывы важным признаком качества товара и на их основе определяют его рейтинг. Кроме того, отзывы влияют на продажи товаров и услуг, их продвижение и рейтинг продавцов». В то же время в транспортной компании опасаются недостоверных сведений и возможного манипулирования данными, предлагая участникам рынка обсудить эти проблемы на форуме беспилотников, который пройдет в августе в Сколково.

По словам главы компании «Флай Дрон», сегодня клиентами маркетплейсов являются в основном юрлица, выполняющие госзаказы, или просто государственные структуры и предприятия. А вот заказчиков ищут и некрупные частники, в том числе физлица. «В целом можно констатировать, что объем рынка беспилотных услуг пока невелик. Ограничения на полеты его очень сильно сдерживают. В таких условиях преимущество получают проекты, аффилированные с крупными профильными госкомпаниями», — заключает Данилов.