В начале июля истек срок отсрочки повышенных таможенных тарифов на импорт (для разных стран от 10 до 145%), введенных президентом США Дональдом Трампом в начале апреля и тут же отложенных на три месяца с обещанием за этот срок заключить торговые соглашения со всеми странами.
Но три месяца прошли, а глава Белого дома пока может похвастаться немногим. Заключено торговое соглашение с Китаем: пошлина на китайские товары в США составит 55%, а на американские в Китае — 10%. Трудно сказать, как долго китайские предприятия смогут экспортировать свою продукцию в США при столь высокой пошлине, явно превышающей рентабельность производства. Возможно, Пекин, ранее обещавший зеркально отвечать на любые американские пошлины, согласился на несправедливые условия торговли, чтобы избежать массовой остановки производств и социальной нестабильности. Текст торгового соглашения не опубликован, и, возможно, китайские власти рассматривают его как временное решение.
США также заключили рамочное торговое соглашение с Великобританией, однако остаются нерешенными вопросы смягчения британских стандартов пищевой безопасности, в частности разрешения ввозить обработанную хлором американскую курятину и говядину, выращенные с применением гормонов роста, а кроме того, вопрос либерализации британского госрегулирования цен на медикаменты. Помимо этого Белый дом объявил о заключении торгового соглашения с Вьетнамом: американский экспорт в эту страну освобождался от пошлин, а вьетнамские товары в США облагались 20-процентной пошлиной. Но затем выяснилось, что руководство Вьетнама не считает, что торговое соглашение с США было заключено, и призвало снизить торговые пошлины с 20 до 10–15%.
Остальные страны проигнорировали угрозы Трампа ввести с 9 июля повышенные пошлины и оказались правы: глава Белого дома объявил, что откладывает их введение до 1 августа, но «точно в последний раз». А для убедительности президент США начал рассылать письма руководителям разных стран с будущими торговыми тарифами, которые ожидают их через три недели, если не поторопятся заключить с США новое торговое соглашение. В частности, Филиппинам Белый дом угрожает таможенной ставкой в 20%, Японии, Южной Корее, Молдавии, Казахстану, Брунею и Малайзии — в 25%, ЮАР, Алжиру, Ливии и Ираку — в 30%, Канаде — в 35%, Таиланду — в 36%, Мьянме и Лаосу — в 40%, а Бразилии — в 50%. Странам БРИКС Трамп пообещал ставку в 10%. В связи с этим возникает вопрос: Бразилия как страна БРИКС будет платить 10-процентную пошлину на экспорт в США или к ее 50% добавят еще 10%?
Кроме того, Трамп, ссылаясь на необходимость обеспечить национальную безопасность, пообещал, что с 1 августа США введут 50-процентную пошлину на импорт меди вне зависимости от страны происхождения.
Первоначальный план Трампа испугать страны мира введением драконовских пошлин провалился (за исключением Китая). Руководители большинства стран рассудили, что, хотя их экономики в значительной мере зависят от торговли с США, Трамп гораздо больше рискует политически в случае начала полномасштабной торговой войны против всего мира. Например, Бразилия поставляет на мировой рынок около трети кофейных зерен и в случае введения против нее пошлин в размере 50% в США резко вырастут цены на кофе. Но если подорожание кофе американский потребитель еще сумеет как-то пережить, то в случае внезапного подорожания всех импортных товаров он может и взбунтоваться.
А тем временем уровень одобрения действий Трампа на посту президента снизился: его одобряют около 46% американцев, а не одобряют порядка 50%. Если инфляция резко ускорится, рейтинг главы Белого дома обязательно обвалится еще сильнее.
При этом Трамп не может постоянно сотрясать воздух «последними китайскими предупреждениями», бесконечно продлевая отсрочку введения драконовских пошлин. В мире упало доверие к угрозам президента США, а продолжение тарифной эпопеи может окончательно их девальвировать. Примечательно, что в списке стран, которым вновь угрожает Трамп, нет государств ЕС (одного из главных торговых партнеров США), Тайваня (от поставок чипов которого зависят многие производства США), Аргентины и Израиля (с ними у Вашингтона теплые отношения). Поэтому вполне возможно, что Трамп после 1 августа решится ввести высокие пошлины против нескольких стран, от товаров которых у США нет критической зависимости, чтобы ускорить торговые переговоры с ЕС и с другими государствами.