По прошествии двух недель после окончания войны Израиля с Ираном израильский премьер Биньямин Нетаньяху нашел себе новую цель — ею стала Сирия.
ЦАХАЛ нанес удары по президентскому дворцу в Дамаске и по зданию министерства обороны Сирии, в результате чего погибли три человека и более двух десятков получили ранения. Кроме того, были нанесены удары по отрядам вчерашних террористов, а сегодня военизированных формирований сирийской армии, которые совершали карательные рейды в провинции Эс-Сувейда, где проживают друзы. Премьер Израиля заявил, что ЦАХАЛ в Сирии действует, чтобы спасти «наших братьев друзов и уничтожить банды режима».
Друзы — это арабы, которых принято считать отдельной этноконфессиональной группой. На Ближнем Востоке друзы живут в Иордании, Ливане, на юге Сирии и на севере Израиля. Друзы, проживавшие на территории Израиля на момент провозглашения им независимости, автоматически получили израильское гражданство. А затем значительная часть друзского населения досталась Израилю по итогам Шестидневной войны 1967 года: во время нее были аннексированы Голанские высоты вместе с проживающими там друзами, которым предоставили право на получение израильского гражданства, но взамен появлялась обязанность служить в армии (за исключением женщин). Однако друзы Голанских высот неохотно получают израильское гражданство: к настоящему времени лишь около 20% из них захотели стать гражданами Израиля. Сейчас на территории Израиля, вместе с Голанскими высотами, проживает около 150 тыс. друзов (порядка 1,5% населения страны), и их, в отличие от палестинцев, израильские власти воспринимают как лояльную часть населения.
После того как в 2024 году исламистские боевики при поддержке Турции свергли президента Сирии Башара Асада, Израиль стал рассматривать друзов Сирии в качестве буфера, отделяющего его от боевиков. А Тель-Авиву есть чего опасаться: «временный» (выборов там не предвидится) президент Сирии Ахмед аш-Шараа был боевиком «Исламского государства», «Аль-Каиды», а позже возглавил группировку «Хайят Тахрир аш-Шам» (все эти организации признаны в России террористическими). Название «Хайят Тахрир аш-Шам» переводится как «Организация освобождения Леванта», а Левант включает в себя территории современных Сирии, Иордании, Ливана, Палестины и Израиля. Не менее категоричен в своих планах и основной спонсор «Хайят Тахрир аш-Шам» — президент Турции Реджеп Эрдоган. Год назад, выступая на заседании своей политической силы — Партии справедливости и развития, он призвал готовиться к сухопутной войне с Израилем. «Мы должны быть очень сильными, чтобы Израиль не мог творить эти абсурдные вещи с Палестиной. Точно так же как мы вошли в Карабах, точно так же как мы вошли в Ливию, мы могли бы сделать то же самое с ними», — заявил президент Турции. Поскольку в боях за Карабах и Ливию турецкие военнослужащие участия не принимали (разве что в качестве военных советников), то и в предстоящей войне с Израилем основная роль отводилась бы боевикам «Хайят Тахрир аш-Шам».
Однако за последний год Ахмед аш-Шараа пережил глубокий ребрендинг: перестал лично участвовать в публичных казнях христиан и представителей других враждебных ему конфессий, облачился в европейский костюм, встречается с президентом США Дональдом Трампом, президентом Франции Эммануэлем Макроном и с рядом других мировых лидеров, а также уверяет, что не имеет ничего против Израиля. И остается лишь гадать, кто на самом деле Ахмед аш-Шараа: боевик, маскирующийся под светского лидера, или хитрый политик, воспользовавшийся доверчивостью исламских головорезов, чтобы прийти к власти. И на этот раз Ахмед аш-Шараа проявил завидную гибкость, заявив после израильских ударов, что «мы не из тех, кто боится войны», «но мы ставим интересы сирийцев выше хаоса и разрушений». То есть признал, что погорячился, был неправ, и попросил больше не бомбить.
Но Биньямину Нетаньяху незачем разбираться в мотивации Ахмеда аш-Шараа, тем более что без новой войны позиции израильского премьера вновь начинают пошатываться. Правительство Нетаньяху уже около года находится в положении полураспада, поскольку ультраортодоксы отказываются служить в армии, а поддерживающие их ультраправые партии все время грозят покинуть правящую коалицию. Но как только начинается очередная война, эти разногласия отходят на второй план.
Кроме того, Нетаньяху уже пять лет мастерски затягивает вынесение себе судебного приговора по делу о коррупции. То ему мешает карантин из-за коронавируса (ах, какое спокойное и счастливое было время!), то очередная война. Не стало исключением и последнее заседание суда по делу Нетаньяху: премьер явился в суд, но заявил, что у него нет времени участвовать в процессе, поскольку ему необходимо заниматься ситуацией в Сирии. Ну раз нужно — иди, согласились судьи и вновь перенесли судебное заседание. Как можно отказать премьеру снова воюющей страны, который к тому же пришел в суд не один, а с послом США в Израиле Майком Хакаби? Конечно же, Хакаби не прокуратор Иудеи, но все-таки израильские судьи предпочли с ним не ссориться: а вдруг Трамп, постоянно призывающий прекратить судебный процесс против Нетаньяху, возьмет и введет против них санкции, как уже сделал это в отношении их коллег из Международного уголовного суда?