В России активизировались сторонники ограничения доступа к средствам индивидуальной мобильности. Пока государство думает, инициативу проявляют местные сообщества
С инициативой законодательно запретить прокат электросамокатов на всей территории страны выступил председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов и направил на имя министра транспорта Андрея Никитина соответствующее письмо. Решение, надо полагать, последовало за новой чередой происшествий на улицах российских городов с участием людей, управлявших средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Некоторые инциденты привели к летальному исходу.
При этом еще в апреле парламентарии обращались в правительство с предложением повсеместно в стране запретить стоянку электросамокатов на тротуаре, на пешеходных, велосипедных и велопешеходных дорожках, а также в пешеходной зоне вне мест, обозначенных специальным знаком или дорожной разметкой. Минтранс поддержал инициативу. Но в середине июля в парламенте заверили, что тотального запрета электроскутеров по всей России не будет, проблема должна решаться в регионах.
И регионы активно отозвались.
Список населенных пунктов страны, в которых за относительно короткий промежуток времени были введены новые запреты и ограничения на СИМы, впечатляет. Особенно если учесть устоявшуюся привычку местных чиновников следовать в первую очередь федеральным трендам. Но в этот раз, по всей видимости, давление снизу было особенно болезненным.
Так, в конце мая власти Челябинска запретили парковать эти транспортные средства в парках и скверах. Самокаты, обнаруженные в неположенном месте, было решено отвозить на временную стоянку и возвращать владельцу при предъявлении документов, после оплаты расходов на транспортировку и хранение СИМов.
А в Казани закрыли для электросамокатов исторический центр, введя запрет на их парковку. Причина — многочисленные жалобы жителей и опасность для пешеходов. Причем проблемы возникали вопреки уже действовавшим ограничениям, которые кикшеринговые компании просто игнорировали.
Исполком Елабуги — одного из районных центров Татарстана — установил ограничения, которые не позволяют размещать прокат самокатов возле остановок, развязок и инженерных сетей. При этом в городе также ужесточили правила парковки для личных СИМов. Теперь можно временно лишиться своего самоката и получить штраф за его парковку у автобусных остановок, возле парков и скверов (ближе 10 м от остановок и ближе 3 м от стволов деревьев), фонарей, а также в арках, цветниках, на детских и спортивных площадках, ближе 20 м от витрин магазинов и окон жилых домов.
Вскоре последовал отказ от проката электросамокатов в Набережных Челнах. Уточнялось при этом, что власти «не запрещали самокаты, однако разрешить их использование в городе не могут» в отсутствие необходимой инфраструктуры, а также четких правил и законов, регулирующих кикшеринг. Позицию чиновников подкрепили результаты опроса, в ходе которого, как указал челнинский мэр, почти 70% горожан проголосовали против проката СИМов.
Потенциальная выгода от быстрого передвижения по городу явно не окупает массовый дискомфорт пешеходов и смертельные аварии
С 1 июля в Санкт-Петербурге была ограничена до 10 км/ч скорость всех СИМов. Отмечалось при этом, что с начала сезона в городе выявили почти 17 тыс. нарушений при использовании арендованных электросамокатов.
А в середине июля полностью прекратил работу прокат электросамокатов в населенных пунктах одного из округов Ставрополья — городе Изобильном и пгт Солнечнодольске. За эту меру выступили 63% местных жителей.
Под полный запрет подпали с 14 июля электроскутеры в приамурском Благовещенске. Мэр города установил штраф в 100 тыс. рублей за передвижение на этом виде транспорта, который пользователи, по его словам, воспринимают как игрушку, игнорируя элементарные требования безопасности. Запрет последовал за волной людского негодования, и большинство жителей города приветствовали эти ограничения. А глава Благовещенска отметил, что власти «пытались выстроить диалог с операторами электросамокатов, но ничего из этого не вышло».
А уже на днях, 20 августа, депутаты Заксобрания Челябинской области приняли общие для всего региона штрафы: за парковку самокатов за пределами специальных стоянок (для физлиц — 2‒5 тыс. рублей, для должностных лиц — 10‒50 тыс. рублей, для юрлиц — 50‒100 тыс. рублей), за езду в «запретных» зонах (2‒5 тыс. рублей) и за оставление компанией-владельцем в неположенных местах ТС, брошенных пользователями (50‒100 тыс. рублей).
На этом фоне резонансные аварии на улицах российских городов с участием электросамокатов, в том числе с летальным исходом, происходят с пугающей регулярностью, несмотря на многочисленные новые ограничения.
Например, в Петербурге уже после того, как там вступил в силу скоростной лимит на 10 км/ч, в ночь на 15 июля, мотоциклист протаранил самокатчика, чудом не лишив того жизни. Сам байкер умер. Практически одновременно в другом конце города мотоцикл на одном из переходов также врезался в самокат. Ехавший на нем курьер скончался, управлявшая байком женщина попала в больницу.
Четвертого августа в татарстанской Бугульме двое школьников забрались на СИМ и врезались в металлический столб в пешеходной зоне в центре города. Один из пострадавших скончался от травм. В Москве 11 августа в результате ДТП с электросамокатом погиб еще один 16-летний подросток. Опять езда вдвоем на одном ТС, арендованном под чужим аккаунтом. Ребята пытались объехать мачту освещения, но не справились с управлением и попали под колеса попутного автомобиля.
Обилие арендных СИМов, наводнивших несколько лет назад города России, стало своего рода ответом на сложную и постоянно усугублявшуюся транспортную ситуацию. Самокат напрокат — это простое и доступное средство передвижения, которое позволяет гораздо быстрее, чем в пешем порядке или теряя время в автомобильной пробке (при отсутствии обременяющего багажа, естественно), добраться из пункта А в пункт Б. Тем более что в ряде городов усугубилась ситуация с общественным транспортом, а цены на такси существенно поднялись.
При этом и печальных историй c трагической развязкой по итогам «путешествий с ветерком» не перечесть. Свежие некрологи — это сигнал, что принятые ранее меры по наведению порядка в сфере эксплуатации СИМов не принесли желаемого результата.
Есть мнение, что наибольшую проблему сегодня представляют участники движения, которые используют собственные устройства. Однако статистика неумолима: из 4,42 тыс. аварий с этими ТС, зарегистрированных в России за 2024 год, 65% произошло именно с самокатами, принадлежащими кикшеринговым компаниям, то есть с арендованными. По результатам этих ДТП погибли 54 человека, включая шестерых детей.
Поэтому неудивительно, что в Госдуме возникла идея отказаться от либерального подхода в сфере ограничений для кикшеринга и распространить запрет на аренду электросамокатов на всю страну в обязательном порядке.
В Москве в прошлом году предельно увеличены штрафы за нарушение правил использования электросамокатов. В частности, за катание детей в возрасте до 16 лет придется выложить до 100 тыс. рублей. В столице также вводятся так называемые медленные зоны, применяются санкции за неправильную парковку. Однако именно в Москве едва ли не каждый день можно увидеть рассекающих на арендованных СИМах школьников, мчащихся на довольно приличной скорости вдвоем или на пару со взрослым попутчиком, что формально подлежит запрету.
Можно ли решить проблему так, чтобы не «резать по живому» и сохранить аренду электросамокатов как явление, помогающее снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру оживленного города? Возможно, стоит повысить минимальный возраст допуска к управлению СИМами и ужесточить штрафные санкции. Но как гарантировать исполнение? Предельная скорость движения самокатов в Москве — 25 км/ч, в Петербурге вообще 10 км/ч. Неясно, как ее замерять и кто будет этим заниматься. Уличные камеры отслеживают ситуацию на автодорогах, а сотрудники ДПС больше не используют ручные радары. Кикшеринговые компании обязаны самостоятельно ограничивать скорость движения СИМов с помощью специальных программ. Но насколько эффективна работа по контролю за выполнением этих требований, тоже не вполне понятно.
На данный момент кажется, что потенциальная выгода от быстрого передвижения по городу явно не окупает массовый дискомфорт пешеходов, потенциальные конфликты на улице и аварии, в которых порой не только страдают, но и гибнут люди, включая детей.