Переговоры завернули в тупик

Лидеры России и США на Аляске достигли общего понимания относительно принципов урегулирования украинского конфликта. Однако повлиять на европейских партнеров и на Киев американский президент пока не смог

Дональд Трамп и киевский лидер Владимир Зеленский
Читать на monocle.ru

Судя по довольно скупым комментариям российских и американских политиков после встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске, стороны все же достигли согласия по ряду принципиальных вопросов урегулирования украинского кризиса, включая территориальные размены. Следующим этапом мирных переговоров должны были стать консультации президента США с лидерами стран Европы и украинскими властями, а в случае получения их принципиального согласия открывалась бы дорога к заключению мирного соглашения между Россией и Украиной при посредничестве США.

О чем конкретно договорились Путин и Трамп, точно сказать сложно, но в западной прессе, оперирующей утечками из окружения президента США, сложился определенный консенсус относительно возможных соглашений: Украина отводит свои войска из подконтрольных частей Донбасса (ДНР и ЛНР), а Россия взамен возвращает Киеву несколько плацдармов в Сумской, Харьковской и Днепропетровской областях.

Трамп между саммитом на Аляске и предстоящими переговорами с европейскими лидерами и главой киевского режима Владимиром Зеленским репостнул в своей соцсети Truth Social высказывание: «Украина должна быть готова уступить России часть территории, иначе, чем дольше будет продолжаться война, тем они больше земли она будет терять!!!» Кроме того, судя по высказываниям президента США, отказ Киева от вступления в НАТО и от претензий на Крым — это уже вопросы решенные и дальнейшему обсуждению не подлежат.

Открытым остался вопрос гарантий безопасности для Украины, который должен быть решен в ходе дальнейших переговоров. Для России неизменной «красной линией» мирных переговоров остается ключевой вопрос — откажется ли Запад от своего намерения превратить Украину в антироссийский военный плацдарм. Большинство европейских стран продолжают настаивать на дальнейшей милитаризации Украины и вводе туда своих войск после заключения мирного соглашения. Вашингтон категорически отказывается размещать на украинской территории своих солдат, но не возражает против планов европейских коллег.

Москва же в очередной раз дала понять, что ввод войск стран НАТО на Украину для нее неприемлем. И если США не изменят свою позицию и не окажут давления на Украину по вопросу ее дальнейшей милитаризации, то ранее достигнутые договоренности с Вашингтоном по вопросу территорий потеряют всякий смысл и мирное соглашение не будет подписано.

Вашингтонские переговоры

После саммита на Аляске Дональд Трамп принял в Белом доме всех причастных к будущему мирному соглашению: генсека НАТО Марка Рютте, председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, глав Украины, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Финляндии.

Еще до поездки в Вашингтон Зеленский заявил, что отвергает мирные условия, которые Путин и Трамп согласовали на Аляске, что выглядело откровенным вызовом Трампу. А поскольку прошлый визит Зеленского в Белый дом закончился невиданным ранее скандалом: за хамское поведение он был изгнан из резиденции президента США, — мировые СМИ с нетерпением ждали его визита.

Но Зеленский не оправдал этих ожиданий: он наконец-то перестал изображать из себя полевого командира и надел почти деловой костюм, а в общении с Трампом был тише воды и ниже травы, стараясь чуть ли не в каждой фразе выражать благодарность главе Белого дома, а также во всем с ним соглашаться. В итоге Трамп был настроен весьма благодушно: он явно получал удовольствие от демонстрации того, как публично выдрессировал Зеленского.

Во время общения с журналистами Трамп подтвердил, что отказался от своего прежнего требования об установлении перемирия на период переговоров. «Пока мы будем работать над мирным соглашением, боевые действия будут продолжаться. Я бы хотел, чтобы они прекратились. Но стратегически для одной из сторон это [перемирие] может стать недостатком».

Затем состоялись переговоры Трампа с Зеленским за закрытыми дверями, и, судя по огромной карте Украины в Овальном кабинете, на которой были отмечены регионы, контролируемые Россий, одним из обсуждавшихся вопросов было проведение новых границ.

На этот раз у Трампа сложились более натянутые отношения с европейскими лидерами, он даже не вышел встречать их на крыльце Белого дома. А когда европейцы присоединились к переговорам в Овальном кабинете, Трамп уселся за свой письменный стол, а Зеленский и европейские лидеры сидели перед ним полукругом на стульях, словно школьники, вызванные к директору.

Но общение с прессой по итогу этих переговоров прошло в более подходящей для международных встреч обстановке: все участники разместились за большим столом, во главе которого, естественно, сидел Трамп. Мрачнее всех выглядели самые ярые сторонники Киева — президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Фридрих Мерц: было очевидно, что за закрытыми дверями они услышали что-то очень неприятное.

Общаясь с прессой, президент США заявил, что предстоит обмен территориями между Россией и Украиной, гарантии безопасности для Киева должна предоставить Европа, а окончательное мирное соглашение может быть заключено на трехсторонней встрече руководителей России, Украины и США. Все присутствующие, за исключением Мерца, дружно поблагодарили Трампа за миротворческие усилия, и лишь германский лидер позволил себе публичную фронду, настаивая на прекращении огня на Украине в качестве условия для продолжения мирных переговоров.

Лишь по приезде домой европейские лидеры вновь обрели возможность возражать Трампу. Макрон заявил, что в рамках мирного соглашения по Украине не должно быть никакого обмена территориями. А Зеленский вновь начал говорить, что не собирается передавать под контроль России какие бы то ни было территории, что он выступает против государственного статуса русского языка на Украине, и вновь выдвинул условием для дальнейших переговоров прекращение огня. Все это породило предположения, что закрытая для прессы часть встречи Трампа с Зеленским и европейскими лидерами прошла гораздо хуже, чем они хотели бы продемонстрировать прессе.

Но после того, как Трамп созвонился с Путиным и рассказал ему о прошедших переговорах, позиция главы Белого дома изменилась. В своей соцсети он сообщил, что начал организовывать встречу Путина и Зеленского, за которой последует трехсторонний саммит трех президентов. А чуть позже отметил, что отводит на урегулирование конфликта две недели, «а после этого, возможно, придется изменить тактику». Возникает вопрос: зачем мог понадобиться дополнительный саммит Путина и Зеленского перед финальной встречей в трехстороннем формате с участием президента США? Вывод напрашивается только одни: Трамп не смог уговорить Зеленского и европейских лидеров принять условия мира, согласованные на Аляске, и предлагает Москве и Киеву согласовать окончательное решение самостоятельно, «переводя на них стрелки».

Однако не стоит исключать и варианта, что за отведенные Москве и Киеву две недели «для переговоров» Вашингтон попытается вернуть Киеву и Европе чувство реальности более грубыми, но действенными способами. Следует учитывать, что Трамп не рассматривает украинский кризис отдельно, по его мнению, продолжение противостояния России и Запада заставляет Москву сближаться с основными противниками США — Китаем и Ираном. На этом фоне попытки Зеленского и европейцев вставлять палки в колеса американской внешней политике могут оказаться опасным занятием.

И в качестве «первого звоночка» в ответ на украино-европейскую оппозицию можно рассматривать сообщение CBS News, согласно которому директор Национальной разведки США Тулси Габбард распорядилась прекратить обмен разведданными относительно переговоров по Украине с членами разведывательного альянса «Пять глаз» (США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия). Еще одним признаком того, что Вашингтон стал рассматривать постсоветское пространство (за исключением стран Прибалтики) как зону российских интересов, стало голосование в Совбезе ООН, где США впервые за 17 лет отказались осудить действия России в августе 2008 года.

Но при этом следует помнить о манере Трампа, которую он продемонстрировал в ходе своего первого президентского срока: сталкиваясь с резким неприятием своих инициатив, он просто бросает эти начинания. Так, встретив сопротивление «глубинного государства», он прекратил политику улучшению отношений с Россией, неудачей окончились его попытки денуклеаризации КНДР, безрезультатно завершилась кампания по переносу производств из Китая в США.

Сегодня Европа и Украина пытаются оказать Трампу сопротивление в надежде на проявление его обычной слабости и рассчитывая, что президент США махнет на мирные инициативы рукой, а все продолжится как при предыдущей американской администрации. Они поняли, что главное правило новых международных отношений — не возражать Трампу публично.

Недоговороспособность Зеленского

В Москве предложение Трампа провести саммит с Зеленским встретили явно без восторга, но отреагировали предельно сдержанно. Глава МИД Сергей Лавров, отвечая на вопросы журналистов о возможности встречи Путина и Зеленского, напомнил: президент России неоднократно говорил, что готов встречаться, в том числе и с Зеленским, «при понимании, что все вопросы, которые требуют рассмотрения на высшем уровне, будут хорошо проработаны и эксперты, министры подготовят соответствующие рекомендации». Иными словами, если Киев согласует с Москвой мирное соглашение на уровне переговорных групп, Путин готов их зафиксировать в ходе встречи с Зеленским.

Но, по словам Лаврова, активность Зеленского «на предмет организации саммита с российским руководителем имеет цель показать свою якобы конструктивную нацеленность на процесс урегулирования, а на самом деле просто подменить серьезную, тяжелую, трудную работу по согласованию принципов устойчивого разрешения кризиса эффектами в стиле КВН, “Квартала 95”».

И Москва явно не собирается участвовать в этом представлении. Достаточно вспомнить единственную встречу президентов России и Украины в декабре 2019 года на саммите «нормандской четверки» в Париже. Тогда Зеленский подписал обязательство выполнить Минские соглашения и имплементировать формулу Штайнмайера (алгоритм реализации Минских соглашений) в украинское законодательство. Но уже на совместной пресс-конференции с лидерами России, Франции и Германии Зеленский принялся объяснять, почему он не может выполнить Минские соглашения, и начал требовать их пересмотра. А во время выступления для прессы Путина Зеленский перемигивался с кем-то в зале, кривлялся и вовсю веселился.

Лавров отметил, что если дело дойдет до подписания будущих договоренностей, «то будет решен вопрос о легитимности персоны, которая будет эти договоренности подписывать с украинской стороны». Полномочия Зеленского на посту президента Украины истекли еще в мае прошлого года, и ранее президент России заявлял, что, согласно украинской конституции, легитимным органом власти на Украине остается только парламент, поскольку Основной закон предполагает продление его полномочий без выборов во время военного положения. Таким образом, если каким-то чудом Зеленский прекратит саботировать мирные переговоры и дело дойдет до подписания мирного соглашения, Москва может потребовать, чтобы с украинской стороны документ был завизирован также и спикером украинского парламента.

Повлиять на позицию Зеленского могут не переговоры с Путиным, а давление со стороны Вашингтона, который может пообещать ему гораздо худшие последствия, чем грозит мирный договор

Кроме того, Лавров дал понять, что новый кризис мирных переговоров возник отчасти по вине США. В интервью NBC глава МИД РФ отметил, что, хотя Россия согласилась продемонстрировать гибкость по ряду вопросов, Зеленский на встрече в Вашингтоне сказал «нет» на все предложения Трампа. Проблема несговорчивости Зеленского состоит не в конкретных условиях мирного соглашения, а в том, что он стал заложником войны, которая пока позволяет ему удерживать власть.

Попытки Зеленского и Европы в случае заключения мирного соглашения сохранить поставки оружия Киеву и разместить там войска стран НАТО пересекают (и делается это сознательно) главную «красную линию» Москвы, которая пытается не допустить нового превращения Украины в антироссийский плацдарм. На днях Трамп заявил, что Франция, Германия и Великобритания хотят разместить войска на Украине в рамках гарантий безопасности и заверил, что это якобы «не создаст проблем», а США могут помочь Европе с размещением войск на украинской территории, в том числе «поддержкой с воздуха». При этом президент США уточнил, что всегда считал Украину буфером между Россией и Европой и заявил, что «СССР и Россия были правы, не желая видеть НАТО у своих границ». Таким образом, «хитрый план» Трампа состоит в том, чтобы согласиться на размещение натовской военной машины на Украине, предварительно отвинтив от нее шильдик с надписью «НАТО».

Однако Москва выступает категорически против столь дешевых фокусов. «Подтверждаем не раз озвучивавшуюся позицию о нашем категорическом неприятии любых сценариев, предусматривающих появление на Украине воинского контингента с участием стран НАТО, что чревато неконтролируемой эскалацией конфликта с непредсказуемыми последствиями», — говорится в официальном комментарии МИД РФ.

Если бы Киев действительно был озабочен гарантиями собственной безопасности по аналогии с пятой статьей НАТО, то вспомнил бы, что они уже давно предоставлены Украине. Еще в 2024 году Зеленский с большой помпой уже заключил двусторонние договоры сроком на десять лет о гарантиях безопасности с США, Великобританией, Францией Германией, Данией, Канадой, Италией, Нидерландами, Финляндией, Латвией, Испанией, Бельгией, Португалией, Швецией, Исландией и Норвегией и о предоставлении военной помощи в случае начала новой войны с Россией. Но если вспомнить об этих договорах, тогда отпадает необходимость размещения на Украине натовских войск и открывается дорога к мирному соглашению, чего не хочет Зеленский и большинство европейских лидеров.

Говоря о гарантиях безопасности Украины, Сергей Лавров заявил, что Россия согласна с тем, чтобы гарантии обеспечивались на равной основе с участием Китая. Однако тут же последовал резкий отказ Зеленского, которого не устраивает, что Пекин не занял антироссийскую позицию, подобно странам Запада.

В данном случае повлиять на позицию главы киевского режима могут не переговоры с Путиным, а только давление на Киев со стороны Вашингтона, который может пообещать Зеленскому гораздо худшие последствия, чем ему грозит мирный договор. В противном случае мирные переговоры, как и весной 2022 года, можно будет считать вновь сорванными.