После трех лет войны Украина продолжает пребывать в летаргическом сне, будто и не замечая национальной катастрофы.
Города, не затронутые боевыми действиями, выглядят так же, как и до начала СВО: улицы забиты автомобилями, а рестораны и кафе полны людей. Работают госучреждения, банки, больницы, детские сады и школы. Магазины изобилуют продуктами, одеждой, бытовыми товарами. Зарплаты, пенсии, социальные пособия выплачиваются без задержек. Золотовалютные резервы имеются (44,5 млрд долларов), валюта стабильна, социальная система работает.
Средняя заработная плата составляет 23 тыс. гривен (43 тыс. рублей), в первом квартале 2025 года она выросла на 24% в условиях жесткого дефицита кадров и развернувшейся конкуренции за рабочую силу. Некоторые украинские предприятия ищут водителей грузовиков и сварщиков, предлагая им зарплаты до 80‒100 тыс. гривен в месяц (151‒189 тыс. рублей). Супермаркеты Киева готовы платить кассирам и продавцам 20‒40 тыс. гривен (38‒76 тыс. рублей). Зарплата рядовых сотрудников центральных органов власти в среднем составляет 58,8 тыс. гривен (111 тыс. рублей).
Все это создает видимость едва ли не цветущей экономики. Однако даже притянутая за уши статистика говорит об обратном. В 2022 году ВВП Украины рухнул на 29,1%! Причем восстановительный рост в 2023-м составил лишь 5,3%, в 2024-м — 2,9%. Страна лишилась четверти национального богатства.
Ведущая отрасль украинской экономики — металлургия — потеряла 65% к довоенному периоду. Сельское хозяйство — около 30%. Место просевших секторов заняли госрасходы — 65% ВВП. Среди них львиную долю составляют траты на войну — 34% ВВП в 2024 году. Можно было бы сказать, что украинская экономика перешла на военные рельсы, однако страна не производит большей части вооружений. Они, как и финансовая помощь, поступают с Запада. Основой национального хозяйства стала война на западные деньги западным оружием.
Доходы госбюджета покрывают около 60% его расходов, а остальные деньги в виде грантов и льготных кредитов дают партнеры. Эти «лишние» 40 млрд долларов в год не только позволяют Киеву нести текущие расходы, но и питают экономику: деньги, выплаченные в виде зарплат, пенсий и пособий бюджетникам (а их общее число составляет более 13 млн человек, или около половины оставшегося в стране населения), возвращаются на рынок в виде дополнительного спроса на товары и услуги.
Почему же европейские налогоплательщики безропотно соглашаются с ежегодным прямым финансовым трансфером Украине в десятки миллиардов евро? Разгадка проста. Пока это не деньги бюргеров, а нарисованные евробюрократией средства, эмитированные под экспроприированные доходы от замороженных российских резервов и под будущие репарации от проигравшей в войне России. Не слишком убедительная финансовая модель, скажете вы? Но эта «инженерия» устроила МВФ и «большую семерку», утвердивших в прошлом году Программу экстраординарных кредитов для роста доходов (Extraordinary Revenue Acceleration Loans for Ukraine, ERA) на общую сумму 50 млрд долларов. Когда же Украина потерпит военное поражение, остатки этого fail state будут расплачиваться со своими нынешними «благодетелями» — землями, минералами, остатками промышленных активов.
Отток населения из Украины продолжается, назвать точную цифру оставшихся в стране никто не решается. Зато известно, что число украинских пенсионеров сегодня составляет более 10 млн человек и превышает число работающих граждан. Смертность в прошлом году превысила рождаемость в 2,8 раза. Пациент, похоже, уже умер, но не догадывается об этом.
Сегодня госдолг Украины превысил 180 млрд долларов, приближаясь к 100% ВВП. О его погашении никто не задумывается: Киев делает ставку на победу и репарации от России либо на воровство российских ЗВР – доходы от заблокированных средств уже сворованы.
Украинский Франкенштейн продолжает размахивать своей дубиной на все западные деньги, даже не ощущая, как заканчиваются силы. Украинская армия постепенно деградирует под давлением очевидно более крупной и организованной военной системы России. Только мертвецкая нечувствительность, политическая безответственность и откровенная глупость могли сподвигнуть Украину на самоубийственную схватку вместо диалога с Москвой. Но если кредиты Запада далеки от исчерпания, то заемные силы у последующих поколений не бесконечны. В армии, как и во всем украинском государстве, заканчиваются люди.