Главные выставки и события осени-2025 в России и в мире

Сезон-2025/26 обещает быть насыщенным: с одной стороны — возвращение к забытым именам и пересмотр канона, с другой — открытие новых пространств с новыми подходами.

Читать на monocle.ru

«Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда»

Еврейский музей и центр толерантности. Москва

19 сентября 2025 г. — 11 января 2026 г.

www.jewish-museum.ru

Выставка охватывает почти все наследие Чернихова: более 500 экспонатов — от чертежей и рукописей до макетов, фотографий и личных вещей. Экспозиция разделена на восемь тематических блоков, каждый из которых раскрывает отдельный аспект его творческого метода: от фантазийных форм и конструктивистских утопий до графических экспериментов и проектов, которые так и остались на бумаге.

Чернихов был не просто архитектором — он создавал визуальные модели будущего, зачастую опережая свое время. Его идеи находили отражение в дизайне, в градостроительных концепциях и даже в графике, становясь вдохновением для следующих поколений.

«Вдох-выдох»

МАММ. Москва

26 сентября 2025 г. — 7 декабря 2025 г.

daily.afisha.ru

Осень в МАММ отмечена ретроспективой художницы Ани Желудь, скончавшейся летом 2025 года. Проект «Вдох-выдох» стал данью памяти и одновременно попыткой показать всю мощь ее художественного языка. В экспозиции собраны более двадцати лет творчества: живопись, объекты, инсталляции, тексты.

Название выставки отсылает к ее картине 2022 года, написанной в поселке Электроизолятор, где художница месяцами жила в почти полном уединении. Это был жест честности: фиксировать дыхание, присутствие, сам факт жизни через искусство.

В залах музея можно увидеть ее знаковые проволочные объекты — «контуры» мебели, арматуры, предметов быта, превращенные в минималистичные скелеты привычных вещей. Ранние живописные работы показывают, с чего Аня Желудь начинала: цвет, мазок, традиционный холст. Особое место занимают ее проекты «Коммуникации» (участие в 53-й Венецианской биеннале), где металлические линии складываются в сеть, и «Абзац» — инсталляция о разрыве, сбое, обрыве связи.

Важная часть выставки — тексты художницы: короткие фразы, дневниковые записи, обрывки мыслей. «Нет сил», «Трудоспособность пропала», «Душа не на месте» — эти строки на сером фоне становятся художественными объектами сами по себе, вплетаясь в ткань экспозиции.

«Наш авангард. Великий эксперимент русского авангарда»

Русский музей. Санкт-Петербург

До 1 декабря 2025 г.

rusmuseum.ru

Осень в Петербурге невозможно представить без Русского музея, и в этом сезоне именно здесь открыта одна из самых масштабных выставок года — «Наш авангард. Великий эксперимент русского авангарда». В корпусе Бенуа зрителей ждут 20 залов и более 400 произведений.

Перед глазами встают шедевры Казимира Малевича, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Павла Филонова, Марка Шагала и многих других мастеров, чьи имена давно стали символами русского авангарда. Экспозиция устроена как путешествие по «измам» — кубофутуризму, супрематизму, футуризму, символизму, показывающее, как художники XX века искали новые формы, ломали каноны и перестраивали само представление о том, что может быть живописью.

Особый акцент сделан на редких произведениях из региональных музеев — Астрахани, Самары, Нижнего Новгорода, Омска. Финальные залы создают эффект полного присутствия: реконструирована знаменитая постановка «Победа над Солнцем», звучат авангардные акустические фрагменты, а визуальные проекции заставляют почувствовать энергию эпохи, которая и сегодня кажется невероятно живой и дерзкой.

«Архип Куинджи (1842–1910)»

Русский музей. Санкт-Петербург

Середина сентября 2025 г. — 30 марта 2026 г. (даты уточняются)

rusmuseum.ru

Осень в Русском музее отмечена масштабной ретроспективой Архипа Куинджи. Более 200 произведений из коллекции музея дополнили полотна из Третьяковской галереи, Тульского и Ярославского музеев, а также Алупкинского дворцово-паркового комплекса. Среди главных шедевров — «Березовая роща», «После дождя», «На Валааме», «Степь. Нива» и другие знаковые работы.

Куинджи предстает здесь не только как мастер пейзажа, но и как экспериментатор, предвосхитивший символизм, экспрессионизм и даже фовизм. Его картины завораживают необычными сочетаниями тонов, эффектами свечения, смелыми композиционными решениями, где передний план минимализирован, а пространство уводит взгляд в глубину света и атмосферы. Особое внимание уделено техникам: использование асфальтовых красок, игра полутонов, поиск особого «светового эффекта», который превращает холст в цельный художественный организм.

«Искусство портрета. Личность и эпоха»

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

8 декабря 2025 г. — 29 марта 2026 г.

www.hermitagemuseum.org

Зима в Эрмитаже открывается грандиозным проектом, который охватывает всю историю портретного жанра — от древности до наших дней. В Николаевском зале разместятся около 600 произведений: египетские статуи и античные маски соседствуют с европейской живописью и восточной графикой, фотографией и скульптурой XX–XXI веков.

Выставка организована по хронологическому принципу и разделена на пять крупных блоков, что позволяет увидеть, как менялись представления о человеке в разные эпохи и в разных культурах. В экспозиции Восток и Запад показаны вместе, что дает редкую возможность сравнить художественные языки и выявить сходства и различия.

Но главное здесь не только история формы. В тематических линиях выставки зритель обнаружит ключевые вопросы: что объединяет портрет и икону, как художники фиксировали эмоции, чем отличается изображение героя от изображения божества. Портрет становится зеркалом культуры и одновременно отражением человеческой природы, от вечных поисков красоты до вопросов памяти и идентичности.

Биеннале современного искусства «Рецепты разбитых сердец»

Узбекистан — Бухара (исторический центр города)

До 20 ноября 2025 г.

www.bukharabiennial.uz

Этой осенью древняя Бухара впервые открывает двери для международной биеннале современного искусства. Город, включенный в Список объектов Всемирного наследия на ЮНЕСКО как центр ремесел и народных искусств, превращается в огромную выставочную площадку, где историческая архитектура и новейшие художественные практики вступают в живой и неожиданный диалог.

Куратор Диана Кэмпбелл предложила тему, трогающую каждого: «Рецепты разбитых сердец». Художники из разных стран говорят о хрупкости чувств, об утрате и надежде на исцеление. Но в пространстве Бухары, где каждая стена хранит след веков, эта тема обретает особую глубину: личные переживания переплетаются с памятью цивилизаций.

Вместо привычных белых залов зрителей ждут экспозиции в отреставрированных памятниках, на улицах, в старых дворах и под древними куполами. Инсталляции и перформансы вплетены в городскую ткань, словно становятся ее частью. Многие проекты создаются на месте, в сотрудничестве с местными мастерами, — это значит, что опыт будет уникальным и невозможным для воспроизведения где-либо еще.