Консолидация роботов началась

ГК «Элемент», создающая полный цикл производства микроэлектроники, стала собственником контрольного пакета акций компании «Эйдос Робототехника». Это уже вторая сделка холдинга на рынке производства роботов

Роботизированная сварочная ячейка А12-PVHH-600 компании «Эйдос Робототехника» способна заменить до четырех сварщиков и быстро окупается
Читать на monocle.ru

«Корпорация роботов», дочерняя компания крупнейшего холдинга микроэлектроники «Элемент», развивающая направление робототехники, приобрела 51% акций разработчика промышленных роботов «Эйдос Робототехника» из Казани. Сумма сделки не разглашается, но, по разным оценкам, она составляет не менее 200 млн рублей: выручка у «Эйдос Робототехники» небольшая — 88 млн рублей, зато большой потенциал. Уже более 12 лет эта компания занимается производством промышленных роботов и роботизированных ячеек, имеет более 20 патентов на свои уникальные технологии и известна тем, что одной из первых в России начала серийно производить шестиосевые роботы-манипуляторы собственной разработки. К примеру, в портфеле продуктов «Эйдос Робототехники» — роботизированная сварочная ячейка А12-PVHH-600, способная заменять до четырех сварщиков и обеспечивать высокое и стабильное качество сварки.

Еще есть промышленный робот А12-1450, который внесен в реестр отечественных продуктов Минпромторга: он может выполнять до 10 млн манипуляций в год, его применяют в отраслях, где есть необходимость в замене людей на сложных участках. В активе казанцев также линейка роботов АК с широким спектром применения, автоматические линии и конвейерные системы, системы контроля качества на базе компьютерного зрения и нейронных сетей.

В свою очередь, ГК «Элемент» была образована в результате слияния в 2019 году активов «Ростеха» и АФК «Система»: под одним «зонтиком» объединились более 30 компаний, в том числе «Микрон», НИИ электронной техники, НИИ электронной и микроэлектронной аппаратуры «Прогресс». ГК «Элемент» обеспечивает более 50% российского производства электронной компонентной базы, выпускает интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы, силовую электронику, модули, корпуса для микросхем и контактирующих устройств, а также радиоэлектронную аппаратуру. В мае 2024 года ПАО «Элемент» провело IPO на СПБ Бирже, а в июне получило вторичный листинг на Мосбирже. Первое полугодие 2025 года общество завершило с такими финансовыми показателями: выручка — 16,1 млрд рублей (+18% год к году), EBITDA — 3,6 млрд рублей (-36%).

Заметим, что в июле 2025 года состоялась еще одна сделка, в результате которой «Корпорация роботов» приобрела 51% акций АО «НПО “Андроидная техника”» — разработчика робототехнических систем, известного созданием антропоморфного удаленно управляемого робота Федора, который с экспериментальной миссией побывал в 2019 году на Международной космической станции. Ускоренный сбор в периметр ГК «Элемент» компаний из робототехники, возможно, приближает ключевую прогнозируемую сделку: продажу АФК «Система» своей доли в группе Сберу (при создании группы АФК «Система» принадлежало 50,01% акций). То есть в итоге на отечественном рынке может появиться ключевой игрок не только с национальным центром компетенций в электронике, но и с ведущими позициями в области искусственного интеллекта и робототехники.

Выиграют все

В составе «Корпорации роботов» «Эйдос Робототехника» сохранит прежний состав команды и менеджмента, а что касается продуктовой линейки, то рассчитывает расширить ее, освоить новые рынки и увеличить выручку не менее чем в два с половиной раза. Для «Эйдоса» уже есть и фронт работ: компания имеет опыт внедрения своих роботов в «Сибуре» и «Газпром нефти», а теперь одним из стратегических заказчиков станет «КамАЗ», с которым «Корпорация роботов» подписал соглашение о совместном развитии промышленных роботов в автомобильной отрасли России.

«Полагаю, в этой сделке выиграют обе стороны: для коллег из “Эйдос Робототехники” это хорошая возможность двигаться вперед, так как отрасль непростая, чтобы создавать и производить новых роботов, нужны достаточно большие инвестиции. На примере китайских компаний мы видим, сколько требуется вложений в НИОКР и в организацию производства, — говорит директор компании-интегратора и дистрибутора “Робовизард” Роман Тимофеев. — А у ГК “Элемент”, видимо, стояла задача приобрести себе в портфель производителя промышленных роботов, наверняка оценивали по разным критериям разные компании и выбрали самую перспективную. И я с их выбором, в принципе, согласен». По словам эксперта, из всех компаний на отечественном рынке, которые заявляют, что они производят промышленных роботов либо планируют это делать, у «Эйдос Робототехники» больше всех опыта, компетенций и наработок в этой сфере.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Леонида Делицына, робототехника, возможно, одно из главных направлений роста в сфере высоких технологий на ближайшие годы, поэтому неудивительно, что крупная технологическая компания проявляет интерес к поглощению представителей этого перспективного направления. Но робототехника — отрасль инновационная, спрос здесь не вспыхивает в силу моды, и его сложно стимулировать рекламой. Нейронным сетям потребовалось около семидесяти лет, прежде чем разразился ажиотажный спрос на их использование. Так и на роботов спрос растет постепенно, инноваторам требуются новые и новые инвестиции, прежде чем спрос позволит им создать окупаемый бизнес. «Колебания спроса ставят разработчиков в тяжелые условия. Если в стране нет такой мощной венчурной индустрии, как в Кремниевой долине, то проще двигаться вперед в составе многопрофильной корпорации», — уверен аналитик.

На молодом российском рынке робототехники большинство компаний еще не успели обрасти финансовым жирком, чтобы самостоятельно показывать прорывные результаты. Поэтому 2025 год и ознаменовался чередой сделок в отрасли

ГК «Элемент», приобретая новые активы, берет на себя и планирование на перспективу. По словам заместителя директора «АРБ Про», руководителя направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Романа Копосова, «Ростех» с прошлого года занят выстраиванием структур, которые занимаются сервисной и промышленной робототехникой, потому что они хотят локализовывать робототехнические решения в стране по максимуму. Они работают с партнерами, которые сосредоточены на том, чтобы взять решения, максимально разработанные и произведенные в России. «Поэтому история с приобретением долей в “Андроидной технике” и “Эйдосе” — это не про то, чтобы как-то упаковать свои инвестиции, это реальная стратегическая инициатива, чтобы, во-первых, иметь контроль над разработчиками и производителями робототехнических решений, а во-вторых, обеспечивать импортозамещение по всей цепочке производства, так как “Ростех” — это очень большая группа различных компаний в десятках отраслей, от электроники до авиации, которые могут обеспечить поставки компонентной базы независимо от внешних закупок», — полагает эксперт.

Делать роботов быстрее

Рынок робототехники в России находится в зоне повышенного внимания с мая 2024 года — с обозначения задачи на федеральном уровне: страна к 2030 году должна войти в мировой топ-25 по плотности роботизации (сегодня мы занимаем 43-е место в рейтинге). То есть умеренный сценарий развития отрасли отменяется — для выполнения поставленной задачи нужен быстрый темп, начиная с локализации производств по выпуску роботов и компонентной базы для них, а также создания условий для кратного увеличении числа интеграторов. Кому под силу такие задачи? На молодом российском рынке робототехники большинство компаний еще не успели обрасти финансовым жирком, чтобы самостоятельно показывать прорывные результаты. Поэтому 2025 год и ознаменовался чередой сделок в отрасли. К примеру, весной разработчик софта «Группа Астра» приобрела долю бизнеса у производителя промышленных роботов «Технорэд», в числе заявленных целей — расширение продуктовой линейки и снижение зависимости от импортной компонентной базы путем повышения локализации производства. То есть практически то же, чего ждут «Эйдос» и «Андроидная техника» от ГК «Элемент».

По мнению Романа Копосова, ожидания разработчиков роботов не будут напрасными: «Поскольку я знаком с людьми, которые занимаются интеграцией в “Ростехе”, то могу сказать: это очень продвинутая техническая команда, причем, что важно, с сильными управленческими качествами. Они ищут лучшие решения в рынке и очень быстро их интегрируют. То есть внутри большой корпорации делают проекты очень быстро, и если раньше длительность проекта могла составлять полгода, год, то теперь буквально несколько месяцев — “Ростех” достаточно мощно прошелся по рынку труда и взял действительно компетентных и толковых специалистов. И это здорово, что началась консолидация в отрасли, в будущем этот тренд может только усилиться».

Леонид Делицын разделяет мнение, что процесс покупки робототехнических компаний продолжится, так как отрасли нужны средства. С теми, кто заинтересован в новых активах, тоже все понятно: «Раз покупают стратеги, значит, они и предлагают разработчикам более выгодные условия, ситуация может развернуться в другую сторону, если вдруг у венчурных инвесторов будет больше денег, опыта и склонности рисковать».

Впрочем, не все готовы назвать происходящие процессы «консолидацией отрасли». Роман Тимофеев считает, что робототехника в стране находится в зачаточном состоянии, поэтому оценивать происходящие в ней процессы еще рано. Однако очевидно появление мощного игрока, у которого есть стремление, а главное, возможности заниматься роботами. «Если в ГК “Элемент” придет Сбер, то у корпорации будут все необходимые компетенции и ресурсы для того, чтобы двигаться в нужную сторону», — говорит эксперт и напоминает, что в стране есть и другой сильный игрок — «Яндекс», который наряду с IT-составляющими робототехники в какой-то момент тоже может заинтересоваться «железом» и производством. Однако разработчиков роботов в стране не так уж много, и если у кого-то есть планы привлечь их активы, то действовать надо быстро. «Еще второй портфель, подобные ГК “Элемент”, можно собрать, а на третий точно никого не останется», — резюмирует Тимофеев.

Андроидные будут рулить

Если с запросом на промышленные роботы-манипуляторы все понятно — без них масштабировать и ускорять производства трудно, то для чего ГК «Элемент» понадобились андроидные роботы? «Потому что самый большой прорыв техники будет именно в антропоморфных роботах», — уверен Роман Копосов. Операции палетирования, сборки, покраски можно доверить промышленным роботам: везде, где есть конвейер, они незаменимы. Но если взять любое другое предприятие, то под манипулятор нужно либо делать конвейер, что дорого, либо полностью отстраивать все процессы с нуля под полную автоматизацию. Альтернатива — купить гуманоидного робота, запрограммировать его на базовые задачи, которые выполняет человек и которые в целом не принципиальны с точки зрения критических процессов.

То есть это задачи для неквалифицированной рабочей силы. Вот их можно спокойно передать роботу, у которого есть руки и ноги, который может подняться по лестнице, взять какую-то коробку, лоток с заготовками, вытащить детали из патрона с ЧПУ. Такой робот может обслуживать даже несколько участков внутри цеха и сэкономить очень много рабочего времени. Потому что на производствах еще много таких операций, где люди часто просто нажимают на кнопку, следят за однообразным процессом, совершают базовые операции несколько раз в час — вот их и можно заменить.

Андроиды могут очень быстро окупиться, это будет зависеть от их цены, числа предложений на рынке, качества. «Следующий миллиард, а потом и сотни миллиардов будут как раз в рынке сервисной робототехники и антропоморфных роботов, которые, во-первых, могут заменить человека и научиться красить, сверлить, варить швы не хуже промышленных роботов, а во-вторых, выйдут на рынок B2C и через двадцать-тридцать лет будут у каждого в доме, выполняя бытовые задачи», — говорит Роман Копосов. Он полагает, что для «Ростеха», чтобы отслеживать тренды и тестировать различные варианты, а также с точки зрения нашей доктрины по защите государства, жизненно необходима такая инвестиция и полный контроль над подобными разработками. Ведь антропоморфная робототехника может также участвовать в боевых действиях. «Мы видим, как изменились военные действия с применением беспилотников, а следующая революция на поле боя будет с применением гуманоидной техники — после ее удешевления, развития функционала и надежности», — подытоживает Роман Копосов.

О правильности стратегических решений ГК «Элемент» говорит и Роман Тимофеев, приводя в пример японских партнеров из корпорации Kawasaki, лидеров в производстве роботов с 50-летним стажем, которые рассказывали, что цикл создания новой линейки роботов, от начала проектирования до продаж, занимает у них в среднем десять лет. То есть процесс требует больших ресурсов — как финансовых, так и временны́х. А значит, ждать, когда в экономике все наладится и только потом запускать процесс, некогда — надо ориентироваться не на ситуацию дня, а смотреть дальше, за горизонт, пытаться понять, какие будут тенденции, и работать в этом направлении. Потому что потом будет поздно.