ГК «Эльга» готова заняться строительством Канкунской гидроэлектростанции в Якутии
О намерении «Эльги» взять на себя строительство Канкунской ГЭС сообщил глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в ходе заседания, посвященного вопросам создания на Дальнем Востоке новых энергетических мощностей, состоявшегося на прошлой неделе в Якутске под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. Как рассказал Николаев, «компания “Эльга” выступила с инициативой за счет частных инвестиций в достаточно сжатые сроки построить объект мощностью один гигаватт».
«Эльга» управляет рядом активов в сфере добычи угля и транспорта. В составе группы компаний — Эльгинский угольный комплекс по добыче высококачественных коксующихся углей, Тихоокеанская железная дорога и порт на берегу Охотского моря, а также магистраль от месторождения до станции Улак на Байкало-Амурской магистрали (подробнее см. «Эльга — Тихий океан: теперь официально», «Монокль» № 37 за этот год).
Канкунская ГЭС — одна из пяти гидростанций, планируемых к строительству на Дальнем Востоке согласно Генеральной схеме размещения энергообъектов до 2042 года и вторая по установленной мощности (1 ГВт) в макрорегионе после Мокской ГЭС (1,2 ГВт) в Бурятии. Схема предполагает, что первые два агрегата Канкунской ГЭС должны быть запущены в 2036 году, а на запланированную установленную мощность в 1 ГВт электростанция должна выйти в 2039-м.
Дефицит электрической мощности на Дальнем Востоке ощущается все острее. Преференциальные условия, созданные для привлечения инвестиций в регион, за последние годы способствовали старту более 2900 проектов на общую сумму 12,7 трлн рублей.
По данным ФАНУ «Восточный центр государственного планирования», за последние десять лет потребление электроэнергии на Дальнем Востоке выросло на 33%, это существенно выше общероссийского показателя (14%).
По прогнозам Минэнерго России, до 2030 года энергопотребление в этом макрорегионе будет расти в среднем на 4,9% в год против 2,1% в среднем по стране.
При этом специалисты центра подчеркивают, что в ДФО наблюдается высокий износ как генерирующих мощностей, так и распределительных сетей. Минэнерго прогнозирует, что к 2030 году дефицит энергомощности на Дальнем Востоке может достигнуть 3,3 ГВт. И это при том, что установленная мощность электростанций ОЭС Востока составляет 11,2 ГВт. Дефицит энергомощности почти в 30% от потребности прогнозируется на основании текущей динамики развития экономики ДФО с учетом готовящихся и уже реализуемых инвестиционных проектов. В случае же претворения в жизнь целевого сценария развития ДФО, то есть наиболее желаемого варианта, дефицит оценивается уже в 5 ГВт.
Глава Якутии также рассказал, что ГК «Эльга» рассматривает возможность реализации проекта по строительству всего каскада южно-якутских ГЭС, совокупная мощность которых может достигать 10 ГВт. «Он полностью закроет дефицит электроэнергии не только для Якутии, но и для всего Дальнего Востока». Возможность строительства каскада ГЭС на юге Якутии на реках Алдан, Олекма, Тимптон и Учур рассматривалась еще в 1960-х.
Айсен Николаев не уточнил, на каких условиях ГК «Эльга» намерена реализовать проект по строительству Канкунской гидроэлектростанции. В самой компании «Моноклю» подтвердили интерес к этому проекту, отметив, что расширенный комментарий «Эльга» предоставит позже.
Реки Якутии обладают огромным гидропотенциалом. Он оценивается более чем в 70 ГВт, это свыше 20% от общего гидропотенциала всех рек России. Но используется он только на единицы процентов. Канкунская ГЭС может стать первым шагом на пути его освоения
Надо сказать, что реализовать проект строительства Канкунской ГЭС на реке Тимптон, примерно в 200 км от ее впадения в реку Алдан, в 2010-х годах пыталась компания «Русгидро». Тогда предполагалось, что установленная мощность станции составит 1,2 ГВт, а сама ГЭС будет введена в строй уже в 2024 году. Общая стоимость проекта оценивалась в 165 млрд рублей. Основные потребители — расположенные в регионе горнодобывающие предприятия. Преимущество станции в том, что река протекает по горной местности и это дает возможность построить высоконапорную плотину с малой площадью водохранилища. Как ранее сообщалось, его площадь может быть в 45 раз меньше, чем у равнинных станций аналогичной мощности. Проектирование Канкунской ГЭС «Русгидро» завершила в 2012 году, однако от строительства станции отказалась, поскольку не располагала возможностью строить ее на собственные средства, а решение о государственном финансировании принято не было. «Мы больше не намерены строить станции, окупаемость которых не гарантирована. Это моя позиция как для менеджмента внутри компании, так и для рынка», — заявлял на тот момент глава компании Евгений Дод.
Сегодня сама «Русгидро» испытает финансовые сложности: чистый убыток по МСФО в 2024 году составил 61,16 млрд рублей. С начала года холдинг ведет переговоры с правительством о предоставлении поддержки. Как сообщал «Коммерсант», Владимир Путин предварительно одобрил схему решения ее финансовых проблем, которая в числе прочего предполагает мораторий на выплату дивидендов до 2030 года и продление дальневосточной надбавки на стоимость электроэнергии, половина которой будет направлена на инвестиции компании, а также ускоренное введение рыночного ценообразования на электроэнергию в регионе.
Последние две меры повышают привлекательность проектов по созданию новых энергомощностей на Дальнем Востоке, чем, вероятно, и намерена воспользоваться ГК «Эльга». Кроме того, входящие в группу компаний активы и сами являются крупными потребителями электроэнергии. Так, сейчас на Эльгинском месторождении идет возведение подстанции на 110 кВ, что позволит Эльгинскому угольному комплексу увеличить потребляемую мощность с 44 до 108 МВт.