На многих участках границы Пакистана с Афганистаном вспыхнули крупные бои: афганские талибы атаковали пакистанских пограничников. «Талибан» отчитался о захвате двух десятков пакистанских погранпостов, гибели 58 солдат армии Пакистана и потере 12 собственных бойцов. А Исламабад — о ликвидации двух сотен талибов и потере лишь девяти собственных военнослужащих.
Талибы объяснили свое нападение ответом на воздушные атаки ВВС Пакистана, которые несколькими днями ранее нанесли удары по Кабулу и ряду приграничных населенных пунктов. Но эти удары тоже нанесены не просто так: их целью были лидер пакистанской группировки «Техрик-е Талибан» Нур Вали Мехсуд и другие боевики, воюющие с пакистанским правительством (они находят его излишне прозападным) и при этом пользующиеся поддержкой у идеологически близких им афганских талибов. Кроме того, афганские и пакистанские талибы вообще не признают государственную границу между Афганистаном и Пакистаном, которую провели еще британские колонизаторы, разделив ею племена, в частности пуштунов, составляющих костяк движения «Талибан».
Пакистанские талибы с весны прошлого года совершают регулярные нападения на пакистанских военных, прячась затем на территории Афганистана, а ВВС Пакистана наносили ответные удары по приграничной афганской территории. Но это не производило особого эффекта ни на пакистанских талибов, ни на афганских. Так что недавний удар по Кабулу был призван исправить ситуацию, выведя афганские власти из состояния безмятежности. И Исламабад добился своего, но получил результат, противоположный ожидаемому: афганские талибы напали на пакистанских пограничников.
Армия Пакистана гораздо сильнее не только боевиков «Техрик-е Талибана», но и афганского «Талибана» и даже обладает ядерным оружием. Однако Пакистан столкнулся с нивелирующей мощь регулярной армии классической партизанской войной, о которую ранее споткнулись советская и американская армии в Афганистане. И самое обидное для Исламабада, что он в открытую поддерживал афганских душманов в борьбе с СССР, а затем, стараясь быть незаметным, поддерживал их борьбу с США. В частности, пока американцы искали по всему Афганистану «террориста номер один» Усаму бен Ладена, тот преспокойно жил в Пакистане под крылом местных спецслужб. Но когда общий враг в виде американских оккупантов исчез, талибы взялись за пакистанских оккупантов. И в результате Исламабад, поддерживавший народно-освободительную войну пуштунов, получил от своих вчерашних протеже такой неприятный сюрприз, как терроризм.
После недавних столкновений на границе стороны заключили перемирие, но маловероятно, что оно продлится долго. Полностью перекрыть афганско-пакистанскую границу, проходящую по горам, вряд ли возможно. А последние события показали, что держать там много войск не только бесполезно, но и опасно, поскольку они становятся не угрозой талибам, а их легкой жертвой. В итоге Пакистан ожидает вялотекущая партизанская война в горной местности с опытным противником, проходившим обучение у лучших пакистанских военных инструкторов.