Россия укрепляет свои позиции в Сирии

На переговорах Владимира Путина с Ахмедом аш-Шараа обсуждался не только вопрос сохранения российских военных баз и политическая обстановка в регионе, но и экономическое сотрудничество
Читать на monocle.ru

Прошло чуть меньше года после того, как поддерживаемые Турцией боевики смогли в считаные дни разгромить регулярную армию президента Сирии Башара Асада и установить свою власть над восточной частью страны, включая столицу Дамаск.

Руководитель крупнейшей из победивших группировок «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана террористической в России и США) Ахмед аш-Шараа был провозглашен президентом Сирии на переходный период. Несмотря на то что ранее российские войска принимали участие в боях с «Хайят Тахрир аш-Шам» на стороне правительственных сил, после прихода к власти Ахмеда аш-Шараа не было предпринято попыток атаковать российские военные базы в этой стране. Более того, Москва и новые сирийские власти начали переговоры о сохранении в Сирии наших военных баз, среди которых единственная база ВМФ России на Средиземном море — пункт материально-технического обеспечения в сирийском городе Тартусе.

И 15 октября президент Сирии Ахмед аш-Шараа приехал в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, одной из тем прошедших переговоров стала судьба российских военных баз в Сирии. Перед визитом в Россию Ахмед аш-Шараа заявил: «Россия — важная страна в мире и член Совета Безопасности. Между Сирией и Россией существуют тесные связи, доставшиеся нам по наследству. Их необходимо сохранять и развивать спокойно и осмотрительно».

После прихода к власти в Сирии группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» Израиль явно обеспокоился вопросом собственной безопасности, поскольку название группировки переводится с арабского языка как «Организация освобождения Леванта», а территория Леванта включает в себя современную Сирию, Иорданию, Ливан и Израиль. В итоге ЦАХАЛ осенью прошлого года оккупировал юг Сирии, создав там буферную зону безопасности, а ВВС Израиля планомерными ударами уничтожили практически всю сирийскую военную технику. В сложившейся ситуации Ахмед аш-Шараа оказался заинтересован в сохранении российской военной группировки в Сирии и даже в размещении российских военных на юге, что может снизить напряженность в отношениях с Израилем, поскольку Москве доверяют и Израиль, и Дамаск.

Кроме того, новые сирийские власти быстро поняли, что им невыгодно ориентироваться исключительно на Турцию, и начали активно искать дипломатическую и экономическую поддержку у арабских стран, ЕС и даже у США. И Россия в этом ряду занимает очень важное место.

Судя по составу российской переговорной группы, в которую помимо министра обороны Андрея Белоусова и заместителя начальника Генштаба Игоря Костюкова вошли также министр иностранных дел Сергей Лавров, зампред правительства Александр Новак, заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин и помощник президента Юрий Ушаков, обсуждался не только вопрос сохранения российских военных баз и политическая обстановка в регионе, но и экономическое сотрудничество.

Перед началом переговоров Путин отметил, что между Россией и Сирией за многие десятилетия сложились особые отношения, которые всегда носили исключительно дружеский характер. «У нас в России никогда в отношении Сирии не было каких-то отношений, связанных с нашей политической конъюнктурой или с особыми интересами. Мы всегда, на протяжении всех этих десятилетий, руководствовались одним — интересами сирийского народа», — сказал российский лидер.

В ответном слове сирийский президент подтвердил, что наши страны действительно имеют длительные исторические связи. Он также отметил, что сегодня Сирия опирается на многие достижения, которых Россия позволила ей добиться, помогая стране в различных сферах. «Так же мы будем работать и в дальнейшем», — заверил Ахмед аш-Шараа.

Перед российско-сирийскими переговорами многие СМИ предполагали, что новые власти Сирии могут потребовать выдачи экс-президента страны Башара Асада, которому Россия предоставила убежище. Но, судя по всему, Москва дала понять Дамаску, что не стоит осложнять взаимовыгодное сотрудничество этим вопросом. Способность России защитить своего бывшего союзника — это очень важный маркер намерения отстаивать свои долгосрочные интересы в мире.

Например, в 1992 году российское правительство не хотело перечить Западу и выслало бывшего руководителя ГДР 79-летнего смертельного больного Эриха Хонеккера из нашей страны в Германию, где против него были выдвинуты обвинения в преднамеренном убийстве 68 человек (погибших при попытке нелегально перейти границу с Западным Берлином). Если бы тогда Москва ответила Берлину категорическим отказом, она сохранила бы больше авторитета в мире, в том числе в Германии.