Европа теряет Евразию

Пока Старый Свет пытается понять, как он оказался на обочине жизни, Россия и глобальный Юг надеются, что США все же наладят диалог и вернутся к совместной работе

В 2025 году Веронский Евразийский экономический форум прошел в Стамбуле
Читать на monocle.ru

«Раньше мы говорили о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока. Теперь приходится говорить о едином пространстве от Санкт-Петербурга до Джакарты» ― эти слова президента Итальянского института БРИКС Вито Росарио Петрочелли как нельзя лучше описывают путь, который проделали отношения стран евразийского континента.

Прошедший в восемнадцатый раз в Стамбуле Веронский Евразийский экономический форум был свидетелем всех драматических изменений: сначала он пытался сшить единое пространство между Европой и Россией, потом констатировал самоубийственную политику США в отношении Европы, слабость последней и рост новых центров силы в Азии (см. «Контуры многополярного мира проступили в Эмиратах», «Монокль» № 50 за 2024 год), а теперь ищет точки соприкосновения для участников нового многополярного мира. Сейчас, когда площадок диалога между Россией и ЕС не осталось, Веронский Евразийский форум остается для нас, пожалуй, единственной возможностью понять: слышит ли хоть кто-то в Европе наши аргументы? Да, слышит и пытается по мере сил найти какие-то выходы из тупика, в который Старый Свет планомерно завели евробюрократы. Просто этих выходов почти не осталось, а сами европейцы все еще пытаются понять, как так получилось, что они в одночасье остались и без дешевых ресурсов из России, и без защиты со стороны США, и без взаимосотрудничества с Китаем.

Так сколько будет полюсов?

Турция, ставшая в этом году хозяйкой форума, наслаждается всеми выгодами своего положения посредника: только на покупках нефти и нефтепродуктов из России она экономит 4‒4,5 млрд долларов в год, а импорт в Турцию российского газа за первое полугодие 2025 года вырос на 27%.

Индия решила стать великой мировой державой, за ней может последовать Бразилия

При этом Турция не устает напоминать ЕС о том, что ее так и не приняли в Евросоюз, и теперь со злорадством указывает Европе на ее же собственные ошибки. Так, председатель турецкого Фонда распространения научных знаний Ilim Yayma Неджмеддин Билал Эрдоган в ответ на вопрос, что же помешало успешному завершению российско-украинских переговоров в Стамбуле, прямо ответил, что это известно: на Украину было оказано давление и, более того, нарративы о том, что Россия представляет для европейцев угрозу, просто неверны. «Много было механизмов, чтобы сделать Россию частью Европы, ведь Россия, вообще-то, западная страна, хотя мы за последние годы забыли об этом. Отталкивая Россию, мы и оказались в этой ситуации», ― констатировал Эрдоган, добавив, что причина ― нехватка у европейцев стратегического видения.

Председатель Европейской комиссии в 1999‒2004 годах и премьер-министр Италии в 1996‒1998 и 2006‒2008 Роман Проди убежден, что мир движется к новому двухполярному устройству ― полюсами будут США и Китай. Поэтому внимание Европы сосредоточено на американо-китайских переговорах: в них Старый Свет видит основу для дальнейшего переопределения международных отношений. И по большому счету заботит европейцев сейчас лишь то, что Дональд Трамп полностью их игнорирует. «Европу выталкивают, маргинализируют», ― констатировал Проди. Виноваты в этом и в утрате дружественных отношений с Россией, по его словам, экстремисты в ЕС и слабость Европы перед лицом большого американского друга.

Но, похоже, остальная часть Евразии думает по-другому: ни однополярный, ни двухполярный мир больше никого не привлекают, никто не хочет вассальных отношений при сильном лидере, кем бы тот ни был. Как выразился Неджмеддин Билал Эрдоган, в случае разделения мира на две противоборствующие партии Турция не будет выбирать ничью сторону, а будет исходить из собственных интересов как мощная региональная держава. На Веронском форуме турецкая сторона в очередной раз подняла вопрос необходимости реформы ООН и других международных институтов, чтобы в них был представлен развивающийся мир. Однако такой реформы в ближайшее время не будет, убежден Проди, в том числе потому, что к международным органам больше никто не прислушивается.

Впереди уже маячит 2050 год, к которому мировая экономика должна удвоиться, и надо уже сейчас думать, как покрыть будущий спрос на электроэнергию

Недавний саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Тяньцзине, последовавший за прошлогодним саммитом БРИКС в Казани, ясно показали, что глобальный Юг (или, как его иногда называют, мировое большинство) обретает значительный вес и принимает самостоятельные решения, говорит профессор, президент ассоциации «Познаем Евразию» Антонио Фаллико. И попытки упростить эти события и представить новую реальность как антизападную — это серьезная ошибка в оценках. «Запад сам отошел в сторону. Он хотел продолжать навязывать свой выбор, не принимая во внимание происходящие изменения, интересы и даже страхи других, игнорируя их, полагая, что сам является единственным держателем абсолютной истины. Чтобы заставить других принять свой выбор, он прибегал к давлению и выдвижению разных условий, если не к силе. Раньше такой подход мог работать и работал. Теперь уже нет», ― предупреждает Антонио Фаллико. И теперь глобальный Юг ищет новые механизмы взаимодействия и согласования, решения важнейших проблем нашего времени, причем без Запада. В качестве важнейшего последствия эволюции БРИКС и ШОС профессор привел пример Индии, которая, попав под беспрецедентное внешнее давление, решила стать великой мировой державой, дать понять всем собеседникам, что, опираясь на свои 1,4 миллиарда жителей и будучи четвертой (вскоре третьей) глобальной экономической силой, не станет ограничиваться ролью наблюдателя. За Индией в этом может последовать Бразилия. «Запад должен подключиться, а не возражать. Глобальный Юг не против Запада, а за глобальный Юг, и отныне у него есть возможности продвижения своих устремлений и их реализации», ― предупредил глава ассоциации «Познаем Евразию».

«Россия предлагала путь к процветанию евразийского континента, но под давлением США он не был оценен, ― говорит посол Италии в Иране (в 2008‒2012 ) и в КНР (в 2013‒2015) Альберто Барданини. ― Империи не позволяют, чтобы им переходили дорогу. Впрочем, возможно, это последняя империя в истории». Барданини также сослался на Инициативу глобального управления, которую в начале осени на заседании ШОС+ выдвинул председатель КНР Си Цзиньпин. Напомним, эта инициатива базируется на принципах суверенного равенства и многосторонности.

И снова Аляска

На прошлых Веронских форумах защитником ископаемого топлива с подробными аргументами выступал президент «Роснефти» Игорь Сечин, в этот раз в Стамбуле роль апологета инвестиций в нефтегаз взял на себя предправления «НоваТЭКа» Леонид Михельсон. Он предупредил, что рост потребления СПГ в Европе происходит так быстро, что даже новые американские проекты могут его не покрыть, а впереди уже маячит 2050 год, к которому мировая экономика должна удвоиться, и надо уже сейчас думать, как покрыть будущий спрос. Инвестиции в ископаемое топливо — 1,1 трлн долларов по итогам 2024 года, в ВИЭ — 2,2 трлн, и, если так продолжится, ресурсная база углеводородов будет просто не в силах обеспечить мир дешевым топливом. Более того, если говорить о газе, то 90% его добывается на месторождениях с падающей добычей. Сейчас миру требуется дополнительно 300 млн тонн кубометров газа в год, уточнил глава «НоваТЭКа»; 50 млн тонн даст Катар, 100 млн тонн — США, но только за счет сланца, потенциал которого не бесконечен. Недостающие 150 млн тонн могут найтись в Арктике, где себестоимость СПГ в разы ниже, чем на сланцевых проектах США. По словам Леонида Михельсона, американская администрация это как раз прекрасно понимает, свидетельство чему подготовка к строительству трубопровода с Аляски, а также готовность привлечь большое число зарубежных партнеров.

Добавим от себя: возможно, в этом выступлении можно увидеть намек на те самые совместные российско-американские проекты, о которых шла речь в Анкоридже.