Рекордная недозагрузка мощностей в промышленности

Потребительский спрос в третьем квартале поддержал экономику. Погрузка грузов на сети РЖД: долгожданный плюс

Читать на monocle.ru

Оценки уровня загрузки производственных мощностей и рабочей силы промышленными предприятиями ухудшаются. В октябре 2025 года загрузку персонала сочли недостаточной («ниже нормы») 35% предприятий — это близко к максимуму за весь период мониторинга с 2014 года (чуть больше, 36%, этот показатель составлял лишь в январе 2015-го), следует из данных, предоставленных автором мониторинга Сергеем Цухло из ИНП РАН.

Что же касается загрузки мощностей, то здесь оценки куда более пессимистичны: ее считают ниже нормальной 57% участвовавших в опросе предприятий. Это максимум за 12-летнюю историю отслеживания данного показателя. Еще в апреле прошлого года загрузку мощностей считали недостаточной всего 23% промышленников, и вот за полтора года она более чем удвоилась.

Индекс PMI обрабатывающих отраслей РФ в октябре снова снизился, второй месяц подряд, до 48 пунктов с 48,2 пункта в сентябре, закрепившись в области слабой конъюнктуры (значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня — на ее снижение).

Объемы новых заказов сокращались в октябре самыми быстрыми за три месяца темпами. Респонденты отмечали влияние финансовых сложностей клиентов на спрос. При этом экспортный спрос оживился.

Стремясь поддержать продажи, компании, пусть и незначительно, снижали отпускные цены, причем лишь во второй раз за три года.

Октябрьские данные указали на дальнейшее сокращение как занятости, так и закупок сырья, поскольку компании стремились оптимизировать расходы.

Сокращение притока новых заказов снизило нагрузку на производственные мощности, компании фиксировали более резкое сокращение незавершенных работ и складских запасов.

В октябре данные Сбериндекса зафиксировали рост спроса на услуги — он хотя и замедляется, но остается выше, чем в прошлом году в реальном выражении. В то же время издержки сервисных компаний растут самым быстрым темпом за полгода, прежде всего из-за роста зарплат и удорожания логистики, а цены на их услуги повышаются максимальными темпами с января. Бизнес-ожидания в секторе остаются позитивными, но откатываются к минимумам с конца 2022 года, а компании сомневаются в платежеспособности клиентов.

Таким образом, хотя аналитики и Банк России полагают, что частный спрос в экономике останется высоким до конца года в преддверии повышения НДС, подтверждений этой гипотезы пока не видно.

Разовым считает ЦБ и всплеск потребительского спроса: в третьем квартале его поддерживали высокие темпы роста доходов населения и увеличение числа покупок легковых автомобилей (после временного спада в начале 2025 года и перед повышением утильсбора с 1 ноября 2025-го).

Впрочем, регулятор допускает, что рост спроса «может остаться повышенным до конца года: население будет стремиться совершить крупные покупки до повышения налога.

Все эти факторы уже привели к ускорению роста цен в третьем квартале 2025 года до 6,4% с сезонной корректировкой в годовом выражении с 4,4% кварталом ранее, подсчитал ЦБ, хотя базовая инфляция замедлилась до 4,3% после 4,4% во втором квартале.

По итогам октября 2025 года погрузка грузов на сети РЖД впервые с осени 2023 года показала положительную динамику в годовом выражении, хотя и весьма скромную. Показатель составил 96,9 млн тонн, что на 0,1% больше, чем в октябре 2024 года.

Впрочем, заслуг самого железнодорожного оператора тут нет, РЖД просто оседала удачную конъюнктурную волну в ряде отраслей, формирующих грузовую базу железнодорожных перевозок России. Выросли в годовом выражении погрузки угля, удобрений, зерна; погрузки руды и строительных материалов (кроме цемента) стабилизировались. Тем не менее по итогам 2025 года сокращение погрузки запрограммировано.

Налоговые поступления в федеральный бюджет от добычи и продажи нефти и газа в октябре второй месяц подряд превышали базовый месячный уровень: собрано 888,6 млрд рублей при «базе» 884,1 млрд рублей. Напомним, базовый уровень — это минимально необходимый для покрытия запланированных трат бюджета объем доходов от нефти и газа. Сборы сверх этого порога считаются дополнительными нефтегазовыми доходами, их расходование регламентировано бюджетным правилом.

Октябрьские поступления выросли по отношению к сентябрю более, чем в полтора раза, но это объясняется поступлением налога на дополнительный доход (НДД), который нефтяники уплачивают поквартально. Без учета НДД октябрьские нефтегазовые поступления относительно сентября даже несколько снизились. К октябрю прошлого года нефтегазовые доходы в минувшем месяце также сократились — на 26,7%. Причины известны и не меняются весь этот год — сокращение мировых цен на нефть на фоне крепкого рубля.