Ракеты с «бесконечным» сроком полета не только надежно защитят Россию в будущем, но и дадут толчок к технологическому преображению страны
Владимир Путин объявил о завершении испытаний крылатой ракеты «Буревестник» с ядерной энергетической установкой, поставил задачу ее классификации и поручил подготовить инфраструктуру для размещения новейшего оружия в составе российских Вооруженных сил. Кроме того, президент России рассказал об успешном испытании еще одного перспективного комплекса — подводного безэкипажного аппарата «Посейдон» с ядерной энергетической установкой.
Отсутствие подробностей об этих проектах породило ворох спекуляций. Эксперты высказываются осторожно и напоминают, что делать далеко идущие выводы рано. В частности, слишком мало известно о том самом малом ядерном двигателе, который лежит в основе представленных изделий. Военные аналитики спорят, можно ли считать ракету «Буревестник», выражаясь словами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «абсолютным прорывом» — или же это просто еще одна очень хорошая ракета, пусть и с необычным двигателем, в дополнение к уже существующему арсеналу.
О «Буревестнике» (тогда еще не имевшем названия) президент рассказал в 2018 году, представляя Федеральному собранию и всему миру перечень новейших видов российского вооружения. «Нас никто не слушал — послушайте сейчас»: эти слова президента зал в Манеже встретил овациями, а адресаты послания отмахнулись ироничными мемами про «мультики Путина», сделав упор на качестве исполнения компьютерной графики в презентации от Минобороны.
По прошествии семи лет стало понятно, что разговаривать с Россией никто и не собирался, США и их союзники продолжают на учениях отрабатывать ракетно-ядерные удары по нам, а значит, ставка на совершенствование элементов ядерной триады, приведение в порядок всех прочих арсеналов и поиск принципиально новых технологических решений была единственно верной. Более того, она была таковой всегда.
Пока западные журналисты упражнялись в иронии, русские инженеры работали над настоящим ядерным мини-двигателем. Способным не только заставить ракету летать «бесконечно долго», но и в перспективе помочь совершить научно-технический рывок.
Когда Россия в 2018 году впервые заявила о ракете, которая способна к почти неограниченному полету, скепсис присутствовал, надо сказать, по обе стороны Атлантического океана. «Я помню прекрасно, когда мы заявили о том, что у нас разрабатывается такое оружие, тогда даже специалисты очень высокого уровня и класса говорили мне о том, что да, это цель хорошая, достойная, но в исторической ближайшей перспективе нереализуемая», — говорил Владимир Путин.
Из того, что сказал российский президент, можно судить, что речь идет о небольшой крылатой ракете, способной нести ядерную боевую часть. Ракета, если судить по тем самым презентациям, запускается с наземной установки при помощи твердотопливного разгонного блока. Летит на дозвуковой скорости, достаточно низко, благодаря уникальному двигателю практически не ограничена по дальности. Может маневрировать как угодно, зайти на цель хоть через Антарктиду. Ракета непредсказуемая для всех существующих систем ПВО. Как докладывал 26 октября по итогам решающих испытаний ракеты начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов, в ходе последних испытаний ракета преодолела 14 тыс. километров и находилась в воздухе около 15 часов. «И это не предел», — отметил он.
Без возможности оценить размер двигателя трудно понять, какой мощности ядерный заряд изделие способно нести. Она точно способна уничтожать крупные военные объекты и защищенные цели. Если учитывать, что «Буревестник» движется близко к Земле на не слишком большой скорости (точных данных нет, предположительно — около 900 км/ч), можно предположить, что медленную цель будет проще перехватить, чем гиперзвуковой аппарат, однако это вовсе не делает «Буревестник» неэффективным, учитывая дальность полета и маневренность. «Думаю, убедиться в этом смогли и зарубежные специалисты, поскольку в зоне и во время проведения испытаний “Буревестника” 21 октября постоянно находился натовский разведывательный корабль. Мы не мешали его работе. Пусть посмотрят», — сказал Путин.
Что касается «Посейдона», то с этим аппаратом дело обстоит чуть сложнее, поскольку не совсем понятно, что это такое. С одной стороны, глубоководный беспилотный аппарат, с другой — он может двигаться быстрее торпеды и любого надводного корабля, и нести на себе ядерные средства поражения. Дальность — межконтинентальная, шумность — низкая, маневренность — высокая. Словом, фантастическое изделие. Испытания, включающие в себя пуск с носителя и запуск атомного двигателя, прошли 28 октября этого года.
«Здесь в сто раз меньше атомный реактор, чем на подводной лодке. Зато мощность “Посейдона” значительно превышает мощность даже самой нашей перспективной ракеты межконтинентальной дальности “Сармат”. И кроме того, по скоростям и по глубинам движения этого беспилотного аппарата в мире ничего подобного нет и в ближайшее время вряд ли появится, а способов перехвата не существует», — рассказывал Владимир Путин.
Двигатель — самая интересная с технической точки зрения деталь новых типов вооружений. «Вместо твердотопливного двигателя используется компактный ядерный реактор. Он нагревается очень сильно в результате внутренней реакции, а снаружи засасывается воздух, который проходит вдоль реактора, мгновенно нагревается и расширяется. За счет этого он выбрасывается в виде реактивной струи, обеспечивая движение ракеты», — рассказывает военный эксперт Юрий Кнутов в интервью журналу «Международная жизнь».
Теоретически такая ракета действительно может находиться в воздухе долгое время, но вряд ли речь идет о неограниченной дальности в прямом смысле слова: даже у ядерного реактора есть срок службы, а детали изнашиваются. Но по сравнению с ныне существующими двигателями, месяцы и сотни тысяч километров полета действительно почти бесконечность.
Идея поместить небольшой ядерный двигатель внутрь ракеты захватывала умы инженеров и в США, и в СССР еще в 50-е годы прошлого века. В США, например, существовал проект «Плутон», включающий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, сама ракета была примерно в три раза больше «Буревестника», однако технологию тогда сочли слишком опасной, и в 1960-е от дальнейших испытаний отказались.
Не совсем корректно сравнивать современные российские наработки с американскими, но кажется, что наши инженеры нашли способ исключить взаимодействие атмосферного воздуха, создающего тягу, непосредственно с радиоактивными элементами, поскольку в противном случае ракета будет оставлять хорошо отслеживаемый и неприемлемый со всех точек зрения радиоактивный след. По крайней мере, МАГАТЭ после испытаний «Буревестника» о загрязнении атмосферы ничего не сообщало.
Наконец, стоит обратить особое внимание на слова президента о том, что на основе подобных энергетических установок уже создается новое поколение типов вооружения: «Больше того, началась разработка следующих поколений крылатых ракет с ядерным двигателем — их скорость более чем втрое превысит скорость звука, а в перспективе они станут и гиперзвуковыми». Если речь идет об одном и том же двигателе, основанном на одном и том же физическом принципе, то в будущем, вероятно, нас ждут совершенно невообразимые ныне технологические сюрпризы.
С одной стороны, уже имеющихся у России средств поражения вполне достаточно, чтобы противостоять любым угрозам. Заявленные изделия можно рассматривать как дополнительную возможность нанести противнику неприемлемый для него ущерб в случае начала ядерного конфликта.
Западные аналитики склонны считать «Буревестник» и «Посейдон» политическим аргументом, особо подчеркивая, что сами по себе они не меняют ядерный баланс. Может, и так. Однако Россия показала, что в состоянии изготавливать сложные системы, которые вообще не подпадают под существующие (и существовавшие) ограничительные договоры, способные при этом дотянуться до территории США.
Что касается «Посейдона», то он предназначен для уничтожения вражеских авианосцев, береговой инфраструктуры и морских баз противника. Носителем «Посейдона» выступает атомная подводная лодка «Белгород», переданная Военно-морскому флоту еще летом 2022 года, а также атомный подводный ракетный крейсер «Хабаровск», спущенный на воду в начале этого ноября.
При этом такой вид вооружения также не прописан ни в одном из договоров об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Стоит все же учесть, что в отличие от некоторых других представленных в том самом историческом послании Федеральному собранию изделий, уже принятых на вооружение, «Буревестник» и «Посейдон» пока далеки от полноценного включения в российский арсенал. Грубо говоря, представленные типы вооружений — вопрос завтрашнего дня.
Большой интерес в экспертной среде вызвал и ядерный двигатель, породив бурную дискуссию о том, как небольшой реактор мог бы послужить мирным целям. Первое, что приходит на ум, — использование в качестве энергетических установок будущего для промышленных и транспортных нужд. Для непосредственного освоения космоса данный двигатель, судя по всему, пока что не слишком подходит, поскольку для создания тяги нужна среда, воздушная либо водная: эту задачу будут решать уже следующие поколения инженеров, ну или нам просто не хватает технических подробностей о секретном изделии.
Зато уже сейчас ряд экспертов видит огромные перспективы применения таких установок в Арктике и в морских глубинах — привет, Северный морской путь. Наконец, благодаря малым ядерным реакторам можно будет совершить настоящую революцию в транспортной связности бескрайних пространств России.