В минувшую пятницу старейшая московская ресторанная сеть «Кофемания» открыла свой первый ресторан в Дубае. Локация подобрана с прицелом на российское комьюнити: в одном из самых дорогих районов Дубая, в популярном торговом центре Dubai Hills Mall. Как утверждают очевидцы, на открытии стояла большая очередь из русскоговорящих посетителей.
Дубайское меню в целом повторяет московское, однако цены на 50–100% выше. Например, котлета по-киевски там будет стоить в пересчете на отечественную валюту 5318 рублей (в московской сети — чуть больше 2000 рублей), кесадилья с курицей — 2127 рублей (в Москве — 1200), салат «Бора-бора» — 2550 рублей (в Москве — 1400).
«Кофемания» далеко не первая российская ресторанная компания, пришедшая в Дубай: там уже давно открыли свои заведения многие российские рестораторы — Аркадий Новиков, Борис Зарьков, братья Васильчуки, Дмитрий Блинов и другие. И на сегодняшний день все они признают, что, несмотря на стечение в Дубай большого количества богатых мигрантов и капиталов, ресторанный бизнес в России, в частности в Москве, выглядит более привлекательным с точки зрения эффективности вложений.
Основываясь на заключениях ресторатора Бориса Зарькова — основателя ресторанной группы White Rabbit Family, который с 2022 года работает на дубайском рынке, сформулируем основные особенности ресторанного бизнеса там.
Прежде всего, в открытие ресторана в Дубае требуется вдвое больше инвестиций, чем в Москве, поскольку в целом намного выше издержки на всё: на строительство, рабочую силу, закупки оборудования, интерьер и т. д.
Второе: при том что население Дубая (3 млн человек) более чем втрое меньше населения Москвы, далеко не все эти люди сказочно богаты, прослойка обеспеченных людей там не так уж и велика. И в России просто физически больше денег, так как российская экономика в пять раз больше дубайской.
На дубайском рынке сложилась крайне высокая конкуренция: там открылись все известные сильнейшие мировые бренды и на 3 млн человек приходится 14 тыс. точек общественного питания. А например, в Москве 18 тыс. точек на 15 млн человек. В регионах конкуренция еще меньше.
Кроме того, в Дубае очень значима сезонность в бизнесе: четыре самых жарких в году месяца — это работа ресторанов в ноль, а то и в минус. Плюс еще один важный фактор: там мало пьют, средний чек на алкоголь очень низкий, особенно в межсезонье, когда мало туристов. В Москве стоимость алкоголя в чеке в ресторанах достигает 50, а то и 70%.
И наконец, налоги. Как говорит Борис Зарьков, сказка об отсутствии налогов закончилась: 5% — НДС, 5–7% от оборота — муниципальный налог, 9% — налог на прибыль. В России еще недавно было лучше, однако в связи с последними налоговыми изменениями ситуация здесь может измениться. Но до последнего времени окупаемость успешных концепций в России была выше, и, как советуют опытные рестораторы, в Дубае сейчас все нужно очень хорошо продумывать и просчитывать.
Не удивительно, что «Кофемания» пришла в Дубай с ценами, сильно превышающими московские: дело тут не в желании побольше заработать на богатой аудитории, а попросту в более высоком уровне издержек. Безусловно, первое время ресторан сможет продержаться на ностальгии переселенцев из Москвы. Однако, на наш взгляд, у него есть серьезные преимущества, для того чтобы закрепиться и среди местной аудитории. Во-первых, «Кофемания» — очень технологичный ресторан: созданная стандартизированная технология производства блюд позволяет оптимизировать издержки и осуществлять массовую продажу премиального продукта с высокой наценкой. Во-вторых, «Кофемания» не относится к ресторанам, где активно выпивают, и поэтому умеет работать с низким чеком на алкоголь. Пока не ясно, сможет ли дубайская «Кофемания», как в Москве, стать местом, где традиционно встречаются чиновники, эстеты и предприниматели для неспешных переговоров. А вот центром для семейного отдыха — точно сможет: сервис и меню в «Кофемании» весьма дружелюбны для детей и семейного времяпрепровождения, что может стать актуальным для дубайцев, с удовольствием проводящих время семьями в кафе и ресторанах торговых центров.