Будучи одним из мировых лидеров по производству удобрений, Россия теряет урожай и снижает площади посевов
Наша страна может столкнуться со снижением урожайности на фоне нехватки удобрений: в 2025 году потребности фермеров в подкормке почв были удовлетворены только на 75%. Об этом на конференции Creon «Минеральные удобрения — 2025» заявил исполнительный директор ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев. В результате, по подсчетам ассоциации, потери урожая зерна, подсолнечника и кукурузы достигнут 15–20%, а в некоторых регионах превысят 25%.
Для производителей удобрений внешний рынок находится в явном приоритете: на экспорт отгружается более 70% выпускаемой продукции. По этому показателю Россия входит в тройку лидеров с долей в 18% на глобальном рынке. Тем временем аграрии жалуются не просто на высокие цены, а на недоступность отечественных удобрений.
«Заказывайте сразу 10 тысяч тонн, тогда мы для вас сделаем» — так Станислав Санкеев описывает разговоры аграриев с производителями удобрений. Для небольших хозяйств такие объемы «абсолютно нереалистичны». При этом именно малые и средние хозяйства производят около 60% продовольствия в стране.
Подобная политика уже привела к тому, что в 2025 году Россия превратилась в нетто-импортера продовольствия. «В 2022 году мы были нетто-экспортерами с разницей [между импортом и экспортом] в восемь миллиардов долларов. В 2025-м мы заплатим больше на 4,5 миллиарда и потребим продукции больше, чем вывезем за рубеж», — рассказывает профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Хомяков.
За последние три года посевные площади сократились на 3,6 млн гектаров (с 82,9 млн до 79,3 млн), почти на 4,4%. Земли просто выбрасываются из оборота — и не потому, что их слишком много, а потому, что поля истощены и уже не могут дать хороший урожай. По словам руководителя Агрохимического союза Михаила Овчаренко, 62% почв в России имеют низкое содержание органических веществ. И если в Европе содержание фосфора в почве составляет в среднем 1500 миллиграммов на килограмм, то у нас высоким считается уровень в 100 миллиграммов.
«Мы трубим о черноземах? Да нет их», — говорит Овчаренко. Более трети пашни — кислые почвы, на которых большинство фосфорных удобрений не работает. Затраты на восстановление таких земель становятся выше, чем потенциальная отдача. Рентабельность выращивания многих культур (особенно зерновых) составляет 5–11%, а прибыль — всего 2–4 тыс. рублей с гектара, что делает обработку маргинальных земель (менее плодородных, удаленных, с низким агрофоном) попросту убыточной. В результате фермеры и агрохолдинги концентрируются на лучших и выгодных участках, а от худших попросту отказываются, выводя их из оборота.
Недоволен глава Агрохимического союза и способами применения минеральных удобрений. «Ни один поставщик сегодня даже не задумывается, как его удобрение работает в почвах разной степени кислотности. На щелочных почвах нужны жидкие фосфаты, а кислым почвам Сибири необходим азот», — отмечает он, призывая согласовывать продажу определенных удобрений под каждое поле и утверждать план на два года вперед.
Между тем проблемы с поставками вынуждают аграриев сокращать применение удобрений, а без адекватной подкормки урожайность на многих полях падает. «Цена на сельхозкультуры не предполагает большой маржинальности, зерно мы реализуем на грани рентабельности. А высокая стоимость удобрений снижает доходность сельхозпродукции еще сильнее», — сетует Станислав Санкеев.
При этом во многих странах, в частности в Индии, Китае и Казахстане, аграрии получают субсидии на удобрения. Благодаря поддержке властей тонна мочевины обходится индийским фермерам в 5522 рупии (около 4838 рублей), рассказал на конференции директор Center for Green Technology Наир Сукумаран. «В России ни один сельхозпроизводитель по таким ценам купить мочевину не сможет», — признает Санкеев. По данным портала «Агросервер.ру», тонна карбамида (мочевины) от «Уралхима» стоит 24 тыс. рублей.
Тем временем у самих производителей удобрений дела идут весьма неплохо. Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) ожидает, что к 2030 году доля РФ в мировом экспорте вырастет с 18 до 25%. А объем продукции по итогам этого года увеличится с 63 до 65 млн тонн.
Для отечественной экономики удобрения — один из способов «монетизации газа», полагает руководитель проектов консалтинговой компании «Имплемента» Евгения Попова. Страна обладает дешевым сырьем для производства азотных удобрений в виде природного газа. И превращение в «сыпучий груз» — выгодный способ экспортировать газ с высокой добавленной стоимостью, особенно для бедных месторождений.
Операционные издержки отечественных производителей — одни из самых низких в мире, поэтому «Имплемента» ожидает реализации ранее заявленных инвестиционных проектов в этой сфере. Предполагается, что к 2030 году прирост мощностей по выпуску твердых минеральных удобрений составит 18 млн тонн (+30%), а реализация новых проектов принесет еще 8 млн.
Одним из таких проектов является строительство Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ) на территории опережающего развития «Находка». Стоимость работ оценивается в 227 млрд рублей частных инвестиций, из которых половина уже вложена. Как рассказал «Моноклю» директор по связям с общественностью компании «Росхим», управляющей проектом, Александр Иванчиков, выход завода на проектную мощность намечен на 2027 год. В год планируется выпускать 3 млн тонн карбамида и 1,8 млн тонн метанола.
С «Газпромом» подписан 20-летний контракт на поставку 3 млрд кубометров газа ежегодно. Основным рынком сбыта должны стать Азиатско-Тихоокеанский регион (Индия, КНР) и Латинская Америка. И поскольку конечным потребителям продукция НЗМУ будет отправляться по морю, на территории завода возводится терминал с грузооборотом 1,8 млн тонн в год.
«Удобрения сегодня остаются одним из немногих растущих экспортных направлений. В 2024 году они составляли 17 процентов насыпных грузов в портах. Санкции и другие геополитические риски привели только к переориентации товарных потоков в Азию и Латинскую Америку», — рассказывает Евгения Попова.
Замглавы миссии посольства Индии Никилеш Гири на конференции Creon также сообщил, что в индийском импорте доля российских удобрений выросла с 8% в 2021 году до 25% в 2024-м. При этом импортируемая химическая продукция облагается в Индии пошлиной в размере 5–12%, а расчеты за поставки отечественной продукции на местный рынок ведутся в рупиях, добавил дипломат.
В октябре Минсельхоз утвердил Стратегический план по наращиванию закупок удобрений на внутреннем рынке. По словам начальника отдела плодородия почв этого ведомства Владимира Чагина, документ предполагает увеличение объемов внесения минеральных удобрений с 65 до 80 килограммов на гектар в действующем веществе. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет 150–200 килограммов, в Китае — 300.
Дмитрий Хомяков напоминает, что одновременно в 2025 году была существенно скорректирована и дополнена нормативная правовая база, регулирующая оборот агрохимических веществ. Речь идет о стимулировании экспорта при сохранении жесткого контроля над внутренней безопасностью. Так, внесенные в закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» нормы отменяют обязательную государственную регистрацию продукции, предназначенной для вывоза за рубеж. Раньше предприятия должны были проходить длительные испытания и вносить свои удобрения в российский реестр, что затягивало выход отечественных компаний на международные рынки и ставило их в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Теперь же производители смогут начать поставки за границу на два-три года быстрее.
При этом для продукции, которая обращается внутри страны, все прежние требования сохранены в полном объеме и даже ужесточены. Госрегистрация обязательна, применение незарегистрированных средств запрещено. По замыслу властей, это должно гарантировать безопасность и качество удобрений для российских аграриев.
Чтобы предотвратить возможные злоупотребления в отношении экспортной продукции, у всех грузов будет цифровой след. Производителей обязали вносить в государственную информационную систему «Сатурн» данные о каждой партии, а таможню — фиксировать ее фактический вывоз. Если товар не был продан за рубеж в заявленный срок, компания должна либо вывезти его в течение года, либо пустить в переработку.
Параллельно ради обеспечения продовольственной безопасности и стабильности внутренних цен правительство продлило действие экспортных квот на минеральные удобрения. На период с декабря 2025 года по май 2026-го установлен лимит почти в 18,7 млн тонн, что позволит поддерживать достаточные запасы продукции для отечественного агросектора. Кроме того, отменены гибкие пошлины на удобрения — вместо них повышен налог на добычу полезных ископаемых.
По мнению Дмитрия Хомякова, реформа 2025 года эффективно разделила регулирование внутреннего и внешнего рынков, создав комфортные условия для наращивания экспорта и укрепления позиций российских компаний на глобальной арене и защитив интересы местных аграриев.