Власти собираются подтолкнуть малые и средние предприятия к выходу на биржу деньгами — компенсируя часть затрат на размещение. Вопрос в том, окажутся ли новые эмитенты действительно высокотехнологичными и растущими компаниями
Малый и средний бизнес почти за руку поведут на биржу — по крайней мере, именно на это нацелились в Минэкономразвития.
Здесь стоит напомнить: еще в прошлом году Владимир Путин говорил, что российскому фондовому рынку необходимо усилить свою роль как источника инвестиций. «Его капитализация к 2030 году должна удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и составить 66 процентов ВВП», — заявил тогда президент.
К маю 2025-го появилась и обрела четкие контуры идея выдавать субсидии компаниям, разместившим ценные бумаги на бирже или на иных инвестиционных платформах. Соответствующее поручение о запуске программы субсидирования МСБ дал председатель правительства Михаил Мишустин. Отбирать кандидатов на получение субсидий планировалось начать в июне-июле.
Желающие, естественно, нашлись. «Первый отбор подтвердил запрос бизнеса на поддержку: общий объем размещенных акций и облигаций превысил 1,6 миллиарда рублей. Это показывает, что субсидии помогают предпринимателям осваивать фондовый рынок и привлекать инвестиции для развития», — подчеркнула замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова. Речь, правда, шла больше о бондах, нежели об акциях: из 24 млн рублей поддержки на акции пришлось около 4 млн — четыре заявки. Всего же речь шла о дюжине эмитентов и 13 выпусках ценных бумаг. География участников — Москва, Нижегородская, Орловская, Пензенская и Челябинская области, Республика Татарстан и Краснодарский край; отрасли — производство промышленного оборудования, химпром, пищепром, разработка ПО, медицина.
Цифра на первый взгляд не слишком впечатляющая, особенно если учесть, что, по оценкам Минэкономразвития, за три года с помощью программы субсидирования предполагается привлечь порядка 60 млрд рублей финансирования. «Планируем совместно с Банком России поддержать около 30 размещений в 2025 году, 40 — в 2026-м, 50 — в 2027-м», — говорила ранее замминистра.
Почему же и планы, и первые итоги выглядят так скромно? Дело в том, что бизнес, особенно малый и средний, в принципе не слишком стремится к публичности (подробнее см. в статье «Бизнес морально не готов к бирже», «Монокль» № 24 за этот год). IPO требует раскрытия многих данных и следования ряду практик, которых небольшие компании обычно не придерживаются, а также добавляет изрядный объем бумажной работы.
За три года с помощью программы субсидирования малый бизнес должен привлечь порядка 60 млрд рублей
К тому же размещение акций или облигаций — недешевое удовольствие: по словам управляющего директора по рынкам акционерного капитала компании «Финам» Леонида Павликова, расходы на сделку в зависимости от объема привлечения и сложности кейса составляют в среднем от 8 до 10% полученной суммы, но бывают и выше. Если для крупных компаний такое вполне терпимо, то для МСБ уже весьма обременительно. Вот с этим-то Минэкономразвития и пытается помочь.
В начале октября стартовал новый этап приема заявок. На Мосбирже на запрос «Монокля» по поводу интереса компаний ответить затруднились. В министерстве к комментариям тоже оказались не готовы, однако пояснили, что как раз сейчас подводятся итоги отбора и скоро чиновники смогут поделиться цифрами.
Напомним, что всего на Мосбирже около 650 эмитентов облигаций и более 200 эмитентов акций, из них 67 — в «Секторе роста» (именно там обычно находятся представители МСП). После активного выхода на IPO в 2023–2024 годах, когда на бирже появилось более 20 новых компаний, процесс затормозился: в этом году прошло лишь размещение крупного государственного ПАО «Дом.РФ», девелопера GloraX, а в данный момент размещается «Базис» — «внучка» «Ростелекома».
В чем суть новой программы? Предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу (они должны состоять в реестре МСБ), а также малым технологическим компаниям (для МТК тоже имеется соответствующий реестр) возместят затраты на IPO — и не только на сам процесс организации, но и на рейтинговые, аудиторские и юридические услуги. Если размещение проходит не на бирже, а на иной инвестиционной платформе, то будут компенсированы затраты на услуги регистратора и на услуги по привлечению инвестиций.
Для МСБ в приоритетных отраслях экономики господдержка составит 5% от объема привлеченного финансирования, но не более 15 млн рублей. Для МСП-МТК — тот же процент, но потолок будет выше: 30 млн. В случае размещения акций на бирже минимальный объем инвестиций должен составлять 150 млн рублей, а минимальная доля ценных бумаг в свободном обращении — 10%. Если же процедура проходит на иной платформе, то в размещении должны участвовать не менее трех инвесторов, а привлечь необходимо от 10 млн до 300 млн рублей.
«Такая компенсация станет существенным подспорьем для эмитентов, — говорит Леонид Павликов. — Важно также отметить, что возможен вариант возмещения как уже понесенных затрат, так и планируемых, тут главное — провести размещение в течение двух лет».
Насколько эффективной окажется программа для фондового рынка, сказать трудно: ведь здесь имеет значение не только количество, но и качество новых эмитентов.
«Данная мера сделает доступнее выход на IPO для МСП, — соглашается заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Но государство должно понимать, для чего оно субсидирует бизнес. Способствует ли господдержка выходу на IPO предприятий новых отраслей экономики? Насколько прозрачными для инвесторов будут эти компании? Позволит ли их появление на рынке повысить производительность? Пока я не видел публичных документов, определяющих такие критерии».