Новые деньги в пищевке

Пищевая промышленность становится точкой притяжения для молодых предпринимателей. Несмотря на то что для многих она не выглядит привлекательной, при правильном подходе здесь можно быстро развить бизнес

Читать на monocle.ru

Пищевая отрасль смотрится в глазах молодежи намного менее sexy, в сравнении с той же «айтишкой». Это что-то такое традиционалистское, с комбинатами, цехами, морозилками и проч.

Даже студенты-технологи часто не планируют работать в пищевке, хотя, казалось бы, они шли на это учиться.

Мало у кого в отрасли есть fancy offices, c дизайном, комнатами отдыха и мешками, где можно почилить с лаптопчиком.

Если при прочтении этих строк в вас растет возмущение в стиле «работать надо», то вы, возможно, находитесь слегка вне контекста проблематики привлечения молодых кадров в пищевую отрасль.

Но это же касается и собственников. Предпринимателей.

Типичный портрет собственника комбината: это мужчина (очень редко женщина) в возрасте крепко за 50. А есть владельцы и старше, например акционер одного крупного комбината напитков — это мужчина 80+, и он вполне плотно работает, дай бог ему здоровья.

А молодые ребята если и запускают что-то пищевое, то чаще всего по принципу «легкого входа», типа СТМ на маркетплейсах. Но легкий вход, к сожалению, часто означает и легкую гибель таких проектов: когда у тебя нет продуктовой уникальности (ты заказываешь продукт у тех, кто льет его еще десяти твоим конкурентам), то товары и упаковки гомогенны и маркетплейс быстро додушит маржу.

Но я, к своему удовольствию, начал наблюдать и другой феномен. Это молодые ребята, часто до 30, которые запускают свое производство разных интересных продуктов. И это (не всегда, но часто), не контрактное производство, а прямо производство, с цехами, рабочими, дистрибуцией и проч.

Часто это что-то зожное, иногда функциональные продукты. Обороты небольшие, сотни миллионов, иногда до полумиллиарда. Но тут как-то ко мне на конференции подошла девушка, у них фитнес-батончики, так там, извините, уже 10 млрд. Ничего себе. Десять миллиардов — это уже оборот довольно большого комбината.

Таков, например, бренд «Мармеладыч», который продвигается чисто через креативный SMM. Владельцу 24 года! Еще примеры — бренд функциональных напитков Lapochka, бренд энергетиков Scandalist.

Да и основатели всем уже известного Lit Energy довольно молодые ребята-блогеры. Когда они вышли на рынок напитков и расколотили, как у них водится «ламборджини» для хайпа, то большие пищевики посмеялись: «Ну кто там, ну что там, своего производства нет, продали энергетиков на 200 миллионов, рынок этого не заметит».

Однако основатели компании проявили системный подход. Выстроили отделы, наняли маркетологов с опытом, внедрили процедуры потребительских тестов. Теперь они еще и в категории чипсов, и они там заметны. По слухам, оборот Lit Energy уже больше 10 млрд. И кто теперь смеется?

На прошедшей недавно конференции по напиткам я наблюдал целую группу этих ребят. Они даже выглядят не как пищевики, а скорее как айтишники: модная одежда, прически, майки и худи, держались вместе…

Когда подходили знакомиться, я спрашивал: чего хотите, к чему стремитесь?

— Да мы раньше в основном через маркетплейсы продавались, сейчас хотим шире работать, хотим массово выходить в «каменную» розницу. Вот так.

Кстати, да: новые ребята не списывают со счетов, а уважают «каменную» розницу и понимают, что объемы — там.

Да, собственно, и сами представители традиционной розницы излучают в этом году уверенность, говоря, что рост онлайна замедлился, онлайн занял свою нишу, да и тот онлайн, что есть, в том или ином виде часто их же собственный онлайн, сетей типа Х5, «Магнит-Тандер», «О’кей», «Азбуки», «Вкусвилла» и др.

Но, начав работать с сетями, молодые производители будут вынуждены освоить всю эту науку работы с сетями, с требованиями, процедурами HACCP, требованиями по объемам сетей и борьбе за сохранение маржи, которую сети, конечно же, будут стараться минимизировать всеми известными им приемами.

Эта «большая игра», полагаю, будет вечной, и новым игрокам это все тоже предстоит.

И это можно только приветствовать. Дело в том, что суммарно пищевая отрасль — это 14 трлн рублей, больше той же «айтишки», если не считать, конечно, гипербанки типа Сбера и маркетплейсы.

Обороты двух наших крупнейших ретейл-сетей, «Пятерки» и «Магнита» — плюс-минус соответствуют 10% бюджета всей Российской Федерации у каждой. Продукты питания касаются нас всех, это наша жизнь.

А при этом имидж у отрасли, особенно в среде молодежи, ну не очень. Понимаете, о чем я?

Так что, когда молодые люди идут в пищевку, это, я считаю, хорошо, ведь это «новые» деньги, это рост и развитие отрасли.

Welcome, коллеги!