Переговорная петля с оптимизмом

Очередной раунд переговоров по украинскому урегулированию закончился безрезультатно. Однако США все упорнее продавливают мирное соглашение с учетом российских интересов, а стойкость Европы разрушается на глазах

Встреча в Кремле российской переговорной группы и президента Владимира Путина с американскими партнерами в лице спецпосланника президента США Стива Уиткоффа и зятя президента США Джареда Кушнера
Читать на monocle.ru

Переговоры об урегулированию украинского кризиса совершили очередной, уже ставший привычным круг: американцы представили Киеву мирный план, из которого украинцы вычеркнули основные российские требования, после чего дальнейшее обсуждение документа утратило всякий смысл. Однако после этого на переговорах со стороны США произошла замена: вместо главы Госдепа США Марко Рубио, оказавшегося слишком чутким к любым украинским пожеланиям, их возглавил спецпосланник президента США Стив Уиткофф и зять главы Белого дома Джаред Кушнер (самые близкие и доверенные люди Дональда Трампа).

В ходе нового раунда переговоров США и Украины, прошедших во Флориде, члены украинской переговорной группы выглядели очень рассерженными и сильно подавленными. Можно предположить, что согласованное с Рубио сокращение мирного плана с 28 пунктов то ли до 19, то ли до 22 было отменено.

Затем Уиткофф и Кушнер прилетели в Москву, где провели пятичасовые переговоры с президентом России Владимиром Путиным. По итогам разговора помощник президента России Юрий Ушаков рассказал об условии: «Ни мы, ни американцы не будем комментировать конкретно, о чем и как говорили». И американцы настолько тщательно выполнили это обещание, что на этот раз даже отсутствовали привычные в таких случаях утечки в прессу.

Ушаков заявил, что компромиссного варианта мирного плана по Украине сейчас нет. Он уточнил, что не было найдено решения по территориальному вопросу, а также заявил, что некоторые формулировки в американских предложениях России не подходят. В итоге Уиткофф и Кушнер отказались от своего первоначального намерения отправиться из Москвы в Киев (где явно собирались встретиться с Владимиром Зеленским) и вернулись в Вашингтон. А украинская делегация вновь поехала во Флориду продолжать диалог с американцами.

С формальной точки зрения переговоры о мирном урегулировании украинского конфликта, совершив очередной круг, вновь зашли в глухой тупик. Однако события, происходящие в США и Европе, свидетельствуют об обратном: Белый дом на этот раз твердо решил завершить войну на Украине и постепенно затягивает петлю на шее главы украинского режима, лишая его малейших шансов на сопротивление.

Вашингтон слишком долго медлил

Судя по комментарию Дональда Трампа, что Киеву следовало раньше идти на сделку по урегулированию, а сегодня условия мирного соглашения для Украины «значительно ухудшились» с момента его последней встречи с Зеленским (17 октября), Москва не пошла на новые уступки в ходе переговоров. «Тогда было время для урегулирования… Теперь многое против них», — резюмировал Трамп, давая понять, что вина за продолжение конфликта лежит исключительно на Киеве.

Если весной этого года слова Путина о том, что российская армия вскоре может добить украинские вооруженные силы могли казаться Вашингтону преувеличением, то сегодня уже всем очевидно, что это наверняка произойдет в течение следующего года. Темпы дезертирства из рядов ВСУ сравнимы с темпами принудительной мобилизации, а с учетом потерь убитыми и ранеными численность украинской армии стремительно тает. И эту проблему нельзя решить ни финансовыми вливаниями, ни поставкой дополнительных вооружений. В итоге Трамп, рассчитывавший «продать» украинский убыточный актив как можно дороже, понял, что может остаться ни с чем.

Стратегические интересы США состоят в том, чтобы как можно быстрее восстановить отношения с Россией и тем самым прекратить ее сближение с Китаем, что со временем может привести к формированию полноценного военно-политического и экономического блока. Однако Трамп, потратив без малого год на «завершение войны Байдена» на Украине, не добился ровным счетом ничего.

В том, что переговоры о мире топчутся на месте, помимо упрямства Зеленского виноват и сам Трамп, у которого зачастую подготовка к событию занимает так много времени и сил, что их не хватает на само событие. Временами «хитрости», применяемые Трампом в попытке добиться дополнительных уступок от России, выходили за рамки здравого смысла. В частности, США пытались заставить Пекин отказаться от покупок российской нефти, чтобы Россия пошла на американские условия мира и в итоге отдалилась от Китая. Но этот план, надежный, как швейцарские часы, почему-то не нашел поддержки у китайского руководства. А попытка Трампа заставить Индию разорвать экономические отношения с Россией привела к обратному эффекту — Нью-Дели ускорил сближение с Москвой, а индийско-американские отношения оказались сильно испорчены.

И, судя по всему, Трамп принял решение об окончании «торгов» с Москвой, решив всеми силами форсировать проведение мирных переговоров. При этом Вашингтону нет смысла призывать Зеленского к здравому смыслу — для него продолжение войны стало залогом сохранения власти и личной безопасности. А вот внезапно вспыхнувший на Украине коррупционный скандал, за которым торчат чьи-то неизвестные звездно-полосатые уши, уже ударил по ближайшему окружению Зеленского и грозит в любой момент обрушиться на него лично.

Трамп намекает, что США могут выдвинуть в отношении украинского режима собственные претензии относительно разворовывания американских денег. «У Украины есть серьезные проблемы. У них есть коррупционная ситуация, которая не идет им на пользу… Байден раздал 350 миллиардов долларов, словно конфеты. Это колоссальная сумма денег, и большая ее часть — наличными, много — в виде оборудования», — сказал президент США.

Если Трамп принял окончательное решение оказать давление на Киев, чтобы заставить его подписать мирное соглашение, условия которого устроят Москву, он сможет добиться своей цели. Когда США прекратят продажу Украине своих вооружений и предоставление развединформации, европейские страны не смогут восполнить этот пробел. Тем временем генеральный инспектор бундесвера Кристиан Фройдинг сообщил журналу Atlantic, что США уже остановили поставки определенных видов оружия Украине, и посетовал на то, что Пентагон не дает на этот счет никаких объяснений.

Судя по опубликованной журналом Spiegel стенограмме телефонной конференции Зеленского, канцлера ФРГ Фридриха Мерца, президента Франции Эммануэля Макрона и других европейских лидеров, европейцы уверены, что Трамп принял решение заставить Киев подписать мирное соглашение. Макрон заявил: «Существует вероятность, что США предают Украину в территориальном вопросе без ясности в отношении гарантий безопасности», а Мерц посоветовал Зеленскому быть «крайне осторожным в ближайшие дни».

При этом вице-президент США Джей Ди Вэнс выразил надежду, что «в ближайшие несколько недель появятся хорошие новости» по поводу урегулирования конфликта на Украине.

И вишенкой на торте всех этих событий стало подписание Трампом 3 декабря обновленной Стратегии национальной безопасности США, в которой говорится, что одним из главных внешнеполитических приоритетов в Европе для Соединенных Штатов является прекращение военных действий на Украине и восстановление стратегической стабильности с Россией. Что НАТО не должно восприниматься как «постоянно расширяющийся альянс» и следует предотвратить такое развитие событий. А сама Европа переведена из разряда союзников в политические оппоненты.

В документе сказано, что США находятся в противоречии с европейскими чиновниками, многие из которых «топчут» демократические нормы. Кроме того, США хотят, чтобы Европа взяла на себя ответственность за обеспечение собственной обороны. Индо-Тихоокеанский регион, с явным намеком на Китай, назван полем одних из ключевых в этом веке геополитических и экономических сражений. Исходя из буквы и духа новой Стратегии национальной безопасности США, Зеленский, торпедируя заключение мирного соглашения, уже бросает вызов не лично Трампу, а национальным интересам Соединенных Штатов.

Противоречивая Европа

Стратегические интересы ЕС и отомкнувшейся от него Великобритании тоже вроде бы требуют восстановления отношений с Россией — для большинства европейских стран прекращение поставок российских энергоносителей стало сильным ударом по конкурентоспособности целых отраслей их экономик. Однако руководители этих стран, словно опытные йоги, умудрились вывернуться совершенно противоестественным образом, наступив на горло собственным интересам, и требуют продолжения войны на Украине и усиления антироссийских санкций. Они уже давно рассматривают Украину в качестве своего трофея, необходимого Европе «жизненного пространства», которое будет способно обеспечить ЕС конкурентные преимущества в новом мире, стремительно распадающемся на новые блоки и союзы.

Кроме Украины Европа мертвой хваткой вцепилась в Молдавию, Армению и Грузию. Например, от Тбилиси европейские лидеры недавно требовали проведения повторных парламентских выборов, поскольку их не устроил результат предыдущих; в Молдавии европейцы поддержали фактическую фальсификацию референдума о вступлении в ЕС и аресты оппозиционных политиков. Армения на днях получила от Евросоюза 50 млн евро, которые, по словам главы дипломатической службы ЕС Кайи Каллас следует потратить на предотвращение деятельности некоторых «российских структур».

Заметное ослабление влияния США в Европе вновь реанимировало старинное занятие ее руководителей — оспаривание претензий на региональное лидерство. А наличие «общего врага» в виде России является лучшим предлогом для попыток объединить под своим началом всю Европу. К тройке постоянных претендентов на лидерство в Европе — Великобритании, Франции и Германии — неожиданно присоединилась Польша. Кроме того, ряд европейских политиков искренне обеспокоились, услышав в декабре 2021 года требование России о выводе инфраструктуры НАТО из стран ЕС, вступивших в Альянс после 1997 года. Они увидели в этом требовании не столько обеспокоенность Москвы вопросами собственной безопасности, сколько желание России вернуть под свой контроль эти страны, в том числе и военным путем. В итоге Европой движет гремучая смесь из желания экспансии, интересов внутривидовой борьбы и страха перед Россией.

Однако стройные европейские воинственные ряды, из которых до недавнего времени выбивались лишь Венгрия и Словакия, в последние дни начали стремительно рушиться. Министр иностранных дел Италии Антонио Таяни объявил, что его страна приостанавливает свое участие в программе PURL, по которой европейские страны НАТО оплачивали американское оружие для Украины, поскольку «если мы достигнем соглашения и боевые действия прекратятся, оружие больше не понадобится».

Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль резко изменил свою риторику, допустив, что ради мира «Украина может быть вынуждена пойти на болезненные уступки». И президент Финляндии Александр Стубб также призвал готовиться к тому, что «все условия справедливого мира, о которых мы много говорили последние четыре года, вероятно, не будут выполнены».

Но настоящей «бомбой», взорвавшей видимость европейского единства в деле противостояния России, стал вопрос изъятия российских суверенных активов, из которых около 200 млрд евро хранится на счетах депозитария Euroclear, офис которого находится на территории Бельгии. Бельгийские власти были не против возможного изъятия российских активов, но, понимая незаконность этой экспроприации, требовали от подельников разделить финансовую ответственность в случае, если Москва в судебном порядке добьется возврата своих денег.

Однако вместо принятия коллективной ответственности сторонники грабежа принялись обвинять Бельгию в том, что она пытается присвоить доход от инвестирования замороженных российских средств. А председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала понять, что ЕС может принять решение об изъятии российских активов и вопреки воле Бельгии. И тут терпение бельгийских властей лопнуло.

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил, что никто на Западе в действительности не верит в поражение России в конфликте с Украиной. «Это басня, полная иллюзия», — сказал он. Более того, премьер Бельгии назвал проигрыш России «даже нежелательным», поскольку она обладает ядерным оружием. Что касается российских активов, то де Вевер напомнил, что краж замороженных активов другой страны не случалось никогда.

Официальный представитель Международного валютного фонда поддержала позицию бельгийских властей, заявив, что любые действия с замороженными российскими активами должны соответствовать международному и национальному праву. С аналогичным заявлением выступила глава Центробанка Евросоюза Кристин Лагард, пообещав, что ЕЦБ не будет нарушать правила ЕС, чтобы поддержать кредит Украине, обеспеченный замороженными российскими активами. «Я и моя команда заявили предельно ясно: мы сделаем все возможное, но не нарушим договор», — сказала Лагард.

По странному стечению обстоятельств в самый разгар этого скандала бельгийская полиция нагрянула с обысками в штаб-квартиру дипломатической службы ЕС. Затем были арестованы, но позже отпущены бывшая глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, экс-генсек дипслужбы ЕС Стефано Саннино и еще один неназванный сотрудник Колледжа Европы. По сообщениям европейской прессы, их подозревают в коррупции, мошенничестве с госконтрактами и нарушении профессиональной тайны. Каллас заявляет, что претензии по делу Могерини относятся к «прошлым мандатам» и не касаются ее лично, но европейская пресса, в частности Berliner Zeitung, придерживается иного мнения.

Еще недавно Урсуле фон дер Ляйен и Кайе Каллас могло казаться, что за их спиной стоит могучий Евросоюз, а им противостоит маленькая беззащитная Бельгия. Однако на самом деле за двумя воинственными дамами ютится лишь жалкая кучка личных помощников и секретарей, а также тянется длинный шлейф коррупционных слухов (одна афера фон дер Ляйен с прививками против коронавируса может потянуть на десятки лет заключения). Бельгия хоть и маленькая, но очень гордая страна, обладающая аппаратом, который без труда может отправить многих чиновников ЕС в тюрьму.

Bloomberg со ссылкой на ряд европейских дипломатов сообщил, что американские чиновники заявили представителям нескольких стран — членов ЕС о необходимости заблокировать планы использовать замороженные российские активы для выделения кредита Украине, поскольку эти средства «необходимы для достижения мирного соглашения между Киевом и Москвой и не должны использоваться для продления войны».

В итоге решимость Европы бросить вызов США и продолжать подпитывать войну на Украине рушится на глазах отчасти под давлением американцев, а отчасти под тяжестью внутренних конфликтов и противоречий в самом ЕС. Европейским лидерам тоже недавно казалось, что за их спиной стоит могучий союз сильных стран, способных одновременно бросить вызов и России, и США. Но история свидетельствует, что попытка Европы вести войну на два фронта очень быстро заканчивается ее полным разгромом.