Две Анны Каренины — два разных мира

Даже если вы не любите «Анну Каренину», на одну из этих ее свежих театральных версий стоит сходить

Андрей Прикотенко
Читать на monocle.ru

Два известных режиссера почти одновременно выпустили премьеры по мотивам «Анны Карениной» Льва Толстого.

Художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел», обладатель «Золотой маски» Андрей Прикотенко дебютировал в Малом театре, а очень востребованный Данил Чащин поставил спектакль в рамках проекта театрального агентства «Арт-Партнер ХХI» Леонида Робермана. Постановки вышли настолько же непохожими друг на друга, насколько несхожи старейший академический театр Москвы и антреприза.

Андрей Прикотенко обращается к «Анне Карениной» не впервые. Предыдущий его спектакль в новосибирском театре «Старый дом» отличался радикальной трактовкой, а сейчас режиссер создал версию, максимально приближенную к роману. Главное в постановке — тема семьи.

Распадающийся брак тем тяжелее для Карениных, что они здесь изначально близкие люди, хорошо понимающие друг друга. Муж Анны (Виктор Низовой), не совсем по книге, чувствительный, заботливый и обожает супругу. Она (Полина Долинская) это ценит. Анна выглядит уже немало пережившей, но очень нежной и женственной. Свое внезапное большое чувство к Вронскому героиня осознает как беду, способную разрушить столь уютный домашний мир. На то, что именно в нем главное, намекает место действия: детская площадка и идиллическая детская комната: с деревянными лошадками и подарочными коробками.

В этом пространстве органично смотрится и Сережа, и то и дело выбегающая на сцену яркая стайка маленьких отпрысков Долли. Когда они встают рядом с родителями, тетей Китти и бабушкой с дедушкой — старшими князьями Щербацкими (Александр Титоренко и Светлана Аманова), перед нами словно живое воплощение большой счастливой семьи. Глядишь на них, и становится понятно, чего именно лишились Каренины и почему так больно каждому из них. Невинность ребятни противопоставляется мучительной греховной страсти Вронского (Нил Кропалов) и Анны. Интересно, что среди юных актеров — два внука Юрия Соломина (Федя и Юра Юдаевы), тезка своего дедушки Эдик Марцевич и сыновья исполнителя роли Каренина Виктора Низового Паша и Леша.

Дети вырезают снежинки, из которых в этом очень красивом спектакле (художник Ольга Шаишмелашвили) закручивается вьюга. Снег словно отдельное действующее лицо. Он романтично вьется в луче света во время знакомства Анны и Вронского. Но иногда вдруг падает плотной стеной, символизируя что-то роковое и неотвратимое, сбивающее с верного пути. Не всем удается снова его найти. Ранимая Анна в финале в порыве отчаяния просто выбегает в метель и бесследно растворяется в ней.

Но все-таки здесь есть место не только трагедии, но и гармонии. Исследуя тему брака, режиссер показывает, как, пока рушится одна семья, другая, семья Стивы и Долли (Наталья Калинина и Глеб Подгородинский), минует кризис, а третья, Кити и Левина (Елизавета Долбникова и Михаил Мартьянов), только зарождается. Этот круговорот и составляет суть жизни.

Если спектакль Прикотенко — обстоятельная семейная драма на три с половиной часа, то постановка Данила Чащина, вдвое более короткая по времени, — стремительно развивающийся психологический триллер. Он начинается с мучений Анны во время рождения дочери, и все дальнейшее напоминает лихорадочное видение главной героини.

Действие разворачивается в поезде, в котором Вронский и Кити едут играть свадьбу, а Каренины — праздновать день рождения Сережи в теплой стране. Вроде бы радостный повод, но на душе очень молодо выглядящей главной героини (Анастасия Уколова, в другом составе — Ангелина Стречина) неспокойно: ее тревожит видение потерявшейся девочки. Это миловидное создание в исполнении юной актрисы — фигура зловещая, то и дело возникающая как олицетворение несчастья.

Скучный и требующий от жены жить по его правилам супруг (его в очередь играют Виталий Коваленко и Дмитрий Лысенков) вызывает у Анны отвращение. Встреча в вагоне с Вронским (Антон Филипенко / Дмитрий Чеботарев) и мгновенная влюбленность представляются ей возможностью выбраться из нестерпимой, удушающей семейной рутины.

Самому герою романа, представителю «золоченой молодежи», кажется, Кити досталась слишком легко. У него загораются глаза при виде Анны как новой вершины, которую можно покорить. Но когда Вронскому это удается, интерес к женщине заметно ослабевает.

Действие, как и поезд, лишившийся тормозов, летит к ожидаемо трагическому финалу. Порывы ветра из окон колышут белые занавески, вьюга над вагоном кружится зло и стремительно (сценограф Максим Обрезков). Костюмы Анны и Вронского, придуманные Викторией Севрюковой, не случайно выглядят слегка крикливо. От дерзкой страсти двух героев плохо всем. Маленький Сережа постоянно слышит, как родители ругаются. Брошенная Кити (Полина Денисова / Полина Гухман) режет себя и заворачивается в мусорный мешок из-под писем Левина. Их ей приносит яркая проводница Лидия (Анастасия Светлова), пытающаяся очаровать Каренина. Сам он, стиснув зубы, ждет своей станции, чтобы сойти всей семьей и забыть купейные переживания как страшный сон. Но этот герой в постановке, которую показывают на сцене Государственного академического Малого театра, обречен точно так же, как и все остальные.